«Ястребиная» риторика Джанет Йеллен, ожидания подробностей налоговой реформы и рост политической неопределенности в Европе спровоцировали самый стремительный дневной обвал EUR/USD в текущем году. Глава ФРС отметила, что черепашья скорость нормализации денежно-кредитной политики чревата отсутствием необходимых инструментов защиты в случае наступления рецессии и неконтролируемой инфляцией на фоне перегретого рынка труда. Да, Федрезерв не до конца понимает причины текущего замедления PCE, да, он готов притормозить в случае, если оно продолжит иметь место, но монетарная рестрикция – это необходимость! Спич Йеллен взвинтил шансы декабрьского повышения ставки по федеральным фондам до 78%, а ведь еще в начале сентября они составляли 31%.
Одновременно поддержку доллару США оказывают ожидания представления широкой публике подробностей налоговой реформы, способной разогнать ВВП до 3%. Речь идет о снижении налогов на $5 трлн и увеличение дефицита бюджета на $1,5 трлн в течение 10 лет. В начале года надежды на стимулирующую политику Дональда Трампа подтолкнули индекс USD к 14-летним максимумам, и в настоящее время данная инвестиционная идея возвращается на рынок.
Динамика вероятности повышения ставки ФРС в декабре
Источник: CME Group.
В Европе же, напротив, растет политическая неопределенность. После выборов в Нидерландах и Франции инвесторы были уверены, что евроскептики сложили оружие, однако рост их авторитета в Германии и референдум о независимости Каталонии усиливают риски оттока капитала из европейских ETF. По мнению Societe Generale, уже в ближайшее время евро может рухнуть к отметке $1,17, Standart Bank и вовсе анонсирует обвал к $1,15 и отодвигает сроки долгосрочного прогноза в $1,3 на более поздний период. Rabobank отмечает, что результаты выборов в Германии представляют опасность для роста инвестиционного потенциала в среднесрочной перспективе, ожидает повышенной волатильности EUR/USD вблизи текущих уровней, но оставляет в силе свой прогноз в 1,22 в течение ближайших 6 месяцев.
Полагаю, что на фоне увеличения политической неопределенности в еврозоне, готовности ФРС повысить ставки вопреки замедлению инфляции и надежд на реализацию налоговой реформы в США успехи «медведей» по основной валютной паре могли бы быть более значительными, если бы не геополитический фактор. Согласно исследованиям BofA Merrill Lynch и SEB, гринбек уже не является активом-убежищем, уступив эти функции евро и японской иене. Корреляция индекса USD и S&P 500 в начале века и после 2014 существенно отличается, поэтому эскалация конфликта вокруг Северной Кореи теоретически должна приводить к росту EUR/USD и снижению USD/JPY. В этом отношении заявление Дональда Трампа о готовности США использовать разрушительную силу против Пхеньяна является сдерживающим фактором пике основной валютной пары.
Прорыв поддержек на 1,1835 и 1,1815, как и ожидалось, ускорил развитие коррекционного движения в направлении 1,175 и 1,17. Теоретически евро может опуститься чуть ниже $1,16, однако с учетом предстоящего релиза статистики по европейской инфляции за сентябрь велика вероятность отбоя от вышеуказанных уровней.