Япония в 1980-е годы показала один из крупнейших бумов в истории фондовых рынков.
Японские акции росли по 20% в год в течение целого десятилетия, общая доходность этого грандиозного бычьего рынка составила 527%.
Я уверен, что Китай сегодня находится в похожем положении, что и Япония в начале 1980-х. Поэтому призываю всех хотя бы небольшую часть своих инвестиций отвести Китаю, и не затягивать с этим.
Ситуации в Японии тогда и в Китае сейчас очень похожи. Давайте рассмотрим немного подробнее. В 1970-е и 1980-е ориентированная на экспорт экономика Японии развивалась невероятными темпами. Она росла на 5% и более в год, в то время как страна из разряда развивающихся переходила в развитые.
И фондовый рынок отражал этот рост. Японский индекс Токийской биржи TOPIX в 1970-е рос примерно на 10% в год, а общий рост составил 159%.
Потом начался настоящий праздник. Японские акции удвоили темпы, и росли в среднем на 20% в год в 1980-х, показав результат в 527%. Посмотрите на графике:
Япония получала огромное количество денег от экспортных продаж, импорт при этом был намного меньше, поэтому у нее наблюдался существенный торговый профицит, как сегодня у Китая.
И подобно сегодняшнему Китаю, Япония в 1980-е продолжала делать свою денежную систему все более открытой.
В 70-х японская йена переходила от закрытой системы (когда её нельзя было свободно покупать или продавать) к открытой. К началу 1980-х процесс был завершен. Капитал мог свободно притекать в страну и выходить из нее.
В начале 1980-х страна ставила целью сделать экономику открытой. И в течение десятилетия эта цель была достигнута, принеся впечатляющие результаты инвесторам.
Сегодня Китай идет по такому же пути. Он является экспортной экономикой с огромными денежными резервами. За последние несколько лет его денежная система перешла от строго контролируемой к частично рыночной. Предстоит еще долгий путь, прежде чем юань станет полностью свободно-конвертируемым, но первые важные шаги уже сделаны.
И подобно Японии в 1980-х, Китай продолжает открывать свой фондовый рынок. Механизмы перекрестных торгов на Шанхайской и Гонконгской, а также Шэньчжэньской и Гонконгской биржах (называемые Stock Connect) позволяют деньгам перемещаться между внутренним (A-Shares) и международным (H-Shares) рынками.
Это означает, что «материковые” акции (A-Shares), которые были недоступны иностранцам всего несколько лет назад, становятся более открытыми. И я ожидаю, что этот процесс продолжится в ближайшие годы.
Результат политики открытости и глобализации в Японии — рост фондового рынка на 527% за десятилетие. И я думаю, что Китай дает нам сегодня схожую возможность.
Наш модельный портфель Smart Value содержит несколько китайских позиций. И если ситуация будет разворачиваться подобно Японии в 1980-х, то их потенциал роста поистине огромен. Независимо от того, во что вы инвестируете и какой стратегии следуете, вложите хотя бы немного денег в Китай. Эта возможность слишком хороша, чтобы её упускать.
Мы знаем, что кредитные эксцессы создаются со скоростью и масштабом самой кредитной экспансии – если слишком много кредитов создано в короткий промежуток времени, то неизбежно сопутствующее возникновение эксцессов и просроченных кредитов (Non-Payable Loans).
Вот интересная статистика, на которую нужно обратить внимание.
США создали кредитов в размере 58% от ВВП страны в период 2002-07 годов, а далее последовал глобальный финансовый кризис.
Япония создала кредитов в объеме, эквивалентном размеру ВВП страны, между 1985 и 1990 годами, а после эта страна более двадцати лет страдала от дефляции (очевидно, вследствие отсутствия реструктуризации долгов). Таиланд создал большой пузырь на рынке недвижимости в период между 1992 и 1997 годами, и в итоге закончил тем, что 45% всех кредитов в стране оказались необслуживаемыми. В период между 2002 и 2007 годами Испания создала кредитов в объеме, эквивалентном 116% ВВП, и эта страна до сих пор пытается решить проблему с безработицей, которая достигает в настоящее время 20%.
Китай создал новых кредитов в объеме 139% от ВВП страны между первым кварталом 2009 года и третьим кварталом 2014 года (когда рост ВВП этой страны достиг своих пиков), и эта цифра гораздо выше всех предыдущих кредитных пузырей, наблюдавшихся в других странах.
Хочу сказать, что этот беспрецедентный по размеру приток новых кредитов главным образом состоял из инфраструктурных и корпоративных ссуд. В результате отношение объема корпоративных кредитов к ВВП достигло крайне высоких значений.
Есть ещё одна важная штука: если гэп между объемом кредитов и ВВП выше 10%, то он считается рискованным и требует максимальной добавки в 2,5% к капиталу первого уровня. Гэп между объемом кредитов и ВВП выше 10% считается крайне проблематичным, поскольку увеличение нового кредита сопровождается значительно меньшей прибавкой роста ВВП, а значит, эти новые кредиты являются источниками будущих NPLs.
Из 43-х стран, находящихся под мониторингом Банка Международных Расчетов, Китай имеет самый большой гэп между объемом кредитов и ВВП равный 30%, что эквивалентно $3,1 трлн. излишних кредитов, когда капиталотдача в Китае очень низкая.
Говоря иначе: каждый юань инвестиций в основные средства создает 7 фыней ВВП. И это означает, что новый кредит все меньше и меньше транслируется в рост ВВП. Проще говоря, кредитный рост должен быть замедлен и новые кредиты должны быть перенаправлены в более эффективные места приложения капитала. Китай сумеет это сделать до следующего международого кризиса? Не верится, если честно.
Ну, посмотрим.