Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, уже два года отчаянно пытается поддерживать курс национальной валюты на фоне падения доходов от экспорта нефти. Теперь поддержку национальной валюте обеспечит вооруженная валютная полиция.
В последние месяцы офицеры нигерийской полиции и службы государственной безопасности проводят рейды на полуофициальных валютных рынках по всей стране. Они арестовывают трейдеров, попавшихся на запрашивании слишком высокого курса доллара, конфискуют валюту и отбирают у них лицензии.
Недавно вооруженный отряд сил безопасности совершил налет на сотни трейдеров, которые десятилетиями торговали валютой напротив отеля Sheraton в Абудже. «Каждый раз, когда они появляются, мы разбегаемся в разные стороны», — говорит трейдер Яхая Джибе.
ЦБ поддерживает эти рейды. «Служба безопасности должна продолжать проверки, чтобы очистить этот сегмент рынка», — заявил в феврале председатель Центробанка Годуин Эмфил.
Валютные проблемы, по словам экспертов, усугубляют экономический кризис и угрожают стабильности страны. Нигерийским импортерам нужна иностранная валюта для оплаты счетов, но в стране острая нехватка долларов, и лишь немногие банки имеют возможность продавать купюры. Поэтому идти на черный рынок приходится даже им. А те нигерийцы, у которых есть иностранная валюта, копят ее, чтобы извлечь выгоду из растущего курса на черном рынке.
Недавно в здании Национальной федерации валютного обмена сотни имеющих лицензию трейдеров стояли в очереди, чтобы получить недельный запас долларов. Ее руководитель Мохаммед Эль-Амин Гвадабе жалуется на сложную политику ЦБ: «Каждую неделю Центробанк устанавливает нам новый курс. Если мы продаем валюту дороже, то уже рискуем быть наказанными. У нас есть информаторы на рынке, и мы стараемся поймать нарушителей закона. Но контролировать эти силы невозможно».
Как утверждают представители валютной полиции, новые рейды неизбежны. «Мы их совершаем, чтобы обеспечить валютную стабильность, и продолжим это делать, можете быть уверены», — говорит командир одного из отрядов Мохаммед Мустафа.