Начать хотя бы с деловых переговоров. Как уверяют специалисты фирмы, в России относятся очень чувствительно к возрасту и должностному положению иностранных партнеров. Больше ценят людей во всех отношениях солидных. Поэтому с самого начала рекомендуется формировать такую команду для будущих контактов, которая по возрастному критерию и должностному статусу соответствует представлениям хозяев.
Вместе с тем, с российскими бизнесменами старших поколений дела вести сложнее, утверждает Kwintessential. Они более консервативны и склонны действовать коллективно. Молодежь в России, которая выросла уже при капитализме, в большей степени отличается индивидуализмом и динамичностью в деловых вопросах.
От русских, продолжают британские эксперты, не стоит ожидать компромиссных шагов навстречу. Хозяева предпочитают дождаться, когда иностранные партнеры сами предложат приемлемый вариант. В целом переговоры могут продолжаться непривычно долго. Они непременно будут тормозиться перерывами на совместное застолье, цель которого, по замыслу российской стороны, «лучше узнать друг друга».
Терпение и еще раз терпение, советует Kwintessential. От иностранных партнеров будут ожидать, что они во всех деталях расскажут о своей компании. А также о том, что она может предложить такого, чего не в силах обещать другие потенциальные контрагенты.
О деловых встречах в России нужно договариваться заблаговременно. А когда речь идет о правительственных чиновниках, оптимальный срок составляет целых шесть недель. Затем за пару дней до оговоренной даты рекомендуется напомнить о себе по телефону и уточнить, остаются ли договоренности в силе.
На визитной карточке (обязательно на русском языке с одной стороны и на английском – с другой) лучше всего упомянуть все свои титулы и звания, включая научные степени, если таковые имеются, конечно. На русских, утверждают британские эксперты, они всегда производят впечатление.
В чужой монастырь
За столом, пишет далее Kwintessential, действуют европейские нормы поведения. То есть вилку русские тоже держат в левой руке, а нож – в правой. И, подобно европейцам, не кладут локти на стол. А вот когда дело доходит до оплаты ресторанного счета, начинают действовать национальные правила гостеприимства. В отличие от многих западных стран, где после сугубо делового обеда каждый платит сам за себя, в России это почетная обязанность принимающей стороны. Поэтому, советуют эксперты по российскому этикету, можно деликатно предложить «поучаствовать» в оплате счета. Но ни в коем случае не стоит твердо стоять на своем.
Жители России вообще отличаются широтой и гостеприимством, отмечает Kwintessential. Не в пример сдержанным европейцам, они любят принимать новых иностранных знакомых у себя дома. В этой связи британские специалисты напоминают несколько специфических правил. Например, придя в чужой дом в России, необходимо снять обувь. У хозяев на этот случай почти наверняка заготовлены домашние тапочки, что в Европе или Северной Америке считалось бы просто неслыханным делом.
Приходить в гости в России лучше не с пустыми руками. Уместно принести с собой цветы для хозяйки дома. Но, в отличие от европейских стран или США, где принято дарить полдюжины или дюжину роз, подарочный букет должен состоять из нечетного количества цветов. Также очень важен цвет. Желтые цветы в России, к примеру, ассоциируются с неудачей. А по мнению флористов из американской фирмы FlowerShopping, отсчитывающей свою историю с 1910 года и торгующей цветами по всей территории США и Канады, желтый цвет символизирует успех, дружбу, радость. Не случайно говорят: сколько стран, столько и традиций.
И последний совет, который дает Kwintessential иностранцам, отправляющимся в гости к москвичам или петербуржцам. «Придя в чужой дом, не спешите восторгаться какой-нибудь вещью! Иначе хозяева почувствуют сильный соблазн подарить ее вам», – предостерегают западных бизнесменов эксперты по России.
Мифы и факты
Русские, считают в британской компании, не только чрезвычайно гостеприимны, но и великолепно образованы. Они прекрасно осведомлены об истории, географии, политике. Зачастую в России знают о других странах гораздо больше, чем сами жители этих стран. Поэтому Kwintessential настоятельно рекомендует всем, кто собирается к нам в деловую поездку, тоже запастись хотя бы минимумом знаний. «Русские очень гордятся своей историей и культурой и будут рады обсудить их с вами, – говорится в публикации. – Только воздержитесь от оценочных комментариев!».
Обычно тех, кто собирается на некоторое время перебраться на жительство в Россию, пугают суровым климатом и высоким уровнем преступности. Однако по поводу последнего обстоятельства у Kwintessential есть обнадеживающие сведения. Фирма ссылается на опыт западных бизнесменов, живущих в России. По их словам, слухи о преступности в российских городах сильно преувеличены. В реальности иностранцы в Москве или Санкт-Петербурге подвергаются не большей опасности, чем в любом другом мировом мегаполисе.
Говорят, что европейцам трудно привыкнуть к российской пище. На этот случай у экспертов тоже есть мнение бизнесмена, долго прожившего в России. «Ешьте русскую еду до тех пор, пока не полюбите ее!» – советует он.
Kwintessential опровергает также миф о чрезмерной дороговизне московской жизни. В хороших ресторанах действительно дорого, по международным меркам. Но в целом, как показывают подсчеты фирмы, проживание иностранца в Москве обойдется примерно вдвое дешевле, чем в том же Лондоне. В свою очередь Москва на 27% дороже, чем Санкт-Петербург. Жаль, что методика подсчетов, позволившая установить разницу с точностью до процента, почему-то осталась тайной.
Интересно ...