Что из структурных составляющих ВВП влияет на его значение в большей и меньшей степени? Попытаемся определить, что указывает на поведение показателя ВВП, что оказывает наибольшее значение из основных элементов ВВП:
• потребление домохозяйств,
• расходы на недвижимость;
• валовые накопления основного капитала;
• госрасходы
• чистый экспорт
На примере ВВП России понятно, что именно потребление (50% ВВП) составляет наибольшую часть ВВП и имеет схожее поведение. Так что же входит в это самое потребление, почему именно оно влияет на ВВП бОльшим образом?
Рис. Структура ВВП в ценах 2011г. (млрд руб.)
В РФ в отличие от других стран, как развитых, так и развивающихся, структура потребления имеет свои особенности. БольшУю часть в потреблении занимают долгосрочные товары, а на услуги отводится совсем маленькая доля всего потребления. Это влияет на значительные изменения спроса в условиях экономических спадов. Низкий уровень услуг может объясняться следующими факторами: неразвитость предложения и дороговизну услуг; ограниченный спрос в связи с попытками сэкономить на услугах ради покупок товаров; высокую долю государственных (бесплатных) услуг; наконец, высокий уровень теневого сектора, не учитываемого статистикой.
Рис. Структура потребления домохозяйств 2015г.
Пример несовершенства структуры нашего потребления особенно был заметен в конце 2014 года, когда все побежали в магазины за телевизорами и другими товарами длительного пользования, а затем в начале 2015 спрос на всем необходимые телевизоры (в 2014) упал. Покупки товаров длительного пользования в первом квартале 2015 г. сопоставимы с 2012 г. Неплохой отброс на 3 года назад! Например, в IV квартале 2014 г. было приобретено на 34% больше автомобилей, чем в среднем за предшествующие три квартала (для сравнения, в IV квартале 2013 г. на 7% больше, чем в среднем за I–III кварталы 2013 г.).
В итоге, в 2015 наибольшее падение произошло в оптовой и розничной торговле — на 10,1%(!!!!), валовое накопление сократилось трижды, доля строительства — на 7,5%, на обрабатывающих производствах — на 5,5%. Доля расходов на конечное потребление в составе ВВП составила по итогам 2015 домохозяйств — 52,6% (53,2% в 2014), органов госуправления — 18,8% (2014-18,8%).
На фоне спада практически всех показателей, доля чистого экспорта выросла в 2015 г. до 8% с 6,6% в 2014 г, что сделало его единственным источником экономического роста, в плюс сыграло и то, что при сокращении потребления и ввода санкций импорт так же уменьшился. В конце года, ВВП упал на 3.7% (без учета экспорта –падение бы составило 4,2 % по сравнению со значением ВВП 2014 года).
Невозможно проигнорировать, что ценовой шок, девальвация рубля в 2014 году стали неплохой встряской для населения, которое, кажется, максимально сжало свое потребление, как по цепочке посыпались и все остальные показатели, кроме расходов на недвижимость, которые сохраняют невозмутимо стабильное состояние в структуре ВВП. Возможно, объяснение кроется, в том, что хоть и строительство (одно из двух составляющих расходов на недвижимость) сокращается в РФ из года в год (5,5% ВВП в 2016, 6%-2013), из-за падения рубля стоимость операций с недвижимостью (покупка, аренда недвижимости и тд.) увеличилась, что сохранило долю общих расходов в ВВП на прежнем уровне.
Возвращаясь к теме потребления, самого влиятельного фактора в структуре ВВП, по данным Росстата о структуре использования ВВП, наибольший отрицательный вклад в падение экономики России в потребления домашних хозяйств продолжает сокращаться (–4,3%), при этом платных услуг населением отличается стабильностью на фоне спада спроса на товары: в 2015 году оно упало лишь на 2%!!
При неизменной зависимости национальной экономики от динамики цен на энергоресурсы, кризис выявил новые проблемы, кроющиеся в структуре экономики, потребления домохозяйств, в частности. Что наводит на мысль о том, что структура потребления требует корректировки, а именно- увеличение доли расходов на услуги, что сделает потребление не таким изменчивым в случае кризиса, т.к. потребление услуг и цены на них являются более стабильным показателем, чем покупка товаров, в следствие чего национальная экономика сможет избежать значительного падения ВВП.