Нестандартные метрики, которые устанавливают взаимосвязь между потребительским поведением и скрытыми изменениями в экономической ситуации. Какую еду предпочитают экономисты? Бургеры, чипсы и пицца не сразу приходят на ум, но потребление именно этих продуктов свидетельствует об изменениях в экономическом поведении населения. Зная стоимость пиццы или Биг Мака в Нью-Йорке и сравнивая ее с ценами на аналогичную продукцию в Бейруте, эксперты могут оценить процессы, происходящие в мировой экономике.
Принцип пиццы.
В 1980 году житель Нью-Йорка Эрик Брэм заметил, что в течение почти 20 лет порция пиццы стоит столько же, сколько поездка в метро. Совсем недавно было установлено, что вместе с ее подорожанием растет и стоимость передвижения на общественном транспорте. В 2014 году ученый Джаред Лэндер исследовал принцип пиццы и обнаружил, что он до сих пор является верным и сохраняет свою актуальность. Почему это происходит, никто не знает.
Индексы Биг Мака и KFC
Во сколько вам обойдется Биг Мак в Лиме или Абу-Даби? Ответ на этот вопрос может многое рассказать о паритете покупательной способности (ППС). Считается, что один и тот же товар должен стоить одинаково (с учетом обменного курса) в разных странах мира. В 1986 году The Economist запустил сервис, основанный на этой теории. Он позволяет сравнивать валюты различных государств между собой. В этом месяце еженедельник пишет:
«В США Биг Мак стоит $5,06, в Турции — всего 10,75 лиры ($2,75). Другими словами, лира недооценена».
Поскольку в Африке рестораны McDonald's (NYSE: McDonald's [MCD]) встречаются нечасто, аналитическая компания Sagaci Research придумала Индекс KFC, чтобы оценивать ППС на этом континенте.
Батончики Mars
В 1932 году фабрика в городе Слау выпустила первый батончик Mars. Пятьдесят лет спустя один из авторов Financial Times, Нико Колчестер, обнаружил, что стоимость батончика в Британии коррелирует с покупательной способностью фунта стерлингов. Измеряя стоимость различных товаров в батончиках Mars, Колчестер отметил небольшой рост заработной платы в течение 40 лет. В то же время билеты на поезда подешевели, а ростбиф в пабах подорожал более чем на 60%.
Тушеная фасоль и попкорн
Оценивая состояние экономики, финансовые эксперты часто обращают внимание на пищевые продукты. В 2009 году кинокомпания Odeon представила Индекс попкорна Odeon. По ее словам, он указывал на рост зарплат и признаки экономического восстановления в Великобритании после финансового кризиса 2008-го.
Кроме того, аналитики тщательно следят за продажами печеной фасоли — продукта, пользующегося популярностью в сложные времена, — пытаясь установить, как население реагирует на рецессии. Когда в 2013-м продажи печеной фасоли начали снижаться, некоторые восприняли это как признак экономического выздоровления.
Картофель фри
В 1998 году в журнале Oregonian была опубликована любопытная статья. Ее автор, Ричард Рид, обнаружил, что картофель фри служит полезным индикатором торговли между Америкой и Азией. Он писал, что подобные продукты «выводят американские компании на зарубежные рынки» благодаря тому, что США массово их экспортируют (это справедливо и сегодня). Кроме того, потребление картофеля фри также является показателем развития страны. Когда в конце 90-х в Азии разразился кризис, сильно пострадали фермеры в США.
Индекс Waffle House
Насколько разрушительным был последний ураган в США? Определить это поможет меню сети ресторанов фаст-фуда. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) США отслеживает размер меню торговых точек Waffle House для оценки последствий стихийного бедствия. Ограниченный набор блюд, предлагаемых клиентам, свидетельствует о нехватке продуктов в ресторане или недостатке электроэнергии. А что, если ресторан закрыт? «Это очень плохо», — считает руководитель FEMA Крейг Фугейт.
по материалам www.insider.pro
Не бигмаком единым живет экономика и население.
Если хотите оспорить справедливость расчёта индекса, то вам надо в редакцию журнала The Economist, а не ко мне.
Вам пример про валенки уже привели.
The Economist HQ
25 St. James's Street
Westminster
London, England
ves2010, во сколько? Я был несколько раз в США, в том числе и посещал MCD (макдак — незаменимый спутник автопутешестенника). Разницы не заметил. Если сравнить их по калорийности, то она сопоставима, 540 ккал у американского и 509 ккал у российского, скорее всего изменён какой-то компонент типа сыра или соуса, а никак не размер