«Одно из самых впечатляющих озарений в моей карьере случилось, когда я преподавал инструкторам израильских ВВС психологию эффективного обучения. Я объяснил им важный принцип отработки навыков: поощрение за улучшение результатов работает эффективнее, чем наказание за ошибки. Это предположение много раз подтверждено исследованиями на голубях, крысах, других животных и людях.Выслушав мои воодушевленные объяснения, один из самых опытных инструкторов в группе поднял руку и произнес в ответ собственную речь. Сначала он согласился, что, возможно, птицам поощрения и помогают, но отказался признавать, что похвала действует на курсантов. Он сказал так: „Я неоднократно хвалил курсантов за чистое исполнение фигуры высшего пилотажа. Во время следующей попытки исполнения той же фигуры они справляются хуже. А когда я ругаю их за плохое исполнение, то обычно в следующий раз у них выходит лучше. Так что, пожалуйста, не рассказывайте нам, что поощрение работает, а наказание — нет, потому что все как раз наоборот.“ Внезапно, в радостный момент озарения, я по-новому увидел статистический принцип, который многие годы преподавал. Инструктор был прав — и в то же время совершенно неправ! Он проницательно заметил, что за случаями, когда он хвалил исполнение маневра, с большой вероятностью следовали разочарования, а за наказаниями — улучшения. Однако сделанный им вывод об эффективности поощрения и наказания оказался совершенно неверным. Инструктор наблюдал эффект регрессии к среднему, возникающий из-за случайных колебаний в качестве исполнения. Естественно, хвалили только тех, кто выполнял маневры намного лучше среднего. Но, вероятно, курсанту на этой попытке просто повезло, и, таким образом, следующая попытка была бы хуже независимо от того, похвалили его или нет. И наоборот: инструктор ругал курсанта, если тот выполнял задание необычно плохо, и потому делал бы следующую попытку лучше, независимо от действий инструктора. Получилось, что неизбежным колебаниям случайного процесса дали каузальную интерпретацию.Братцы, Сестры, Канеман-лажовщик и шарлатан(((. А правильный Израильский летчик-реальный эксперт. Он занимается реальной психологией, направленной на то, чтобы все его ученики остались (Тьфу-Тьфу-Тьфу) целы в очень тяжелых условиях. Канеман же ставит высосанные из пальца эксперименты по принципу: «Предположим, Карл нашел 10 Долларов. Предположим, он отдал их Карле. Что предположим, она на них купит?»
«Насреддин дал сыну кувшин, приказал ему принести воды из ручья и залепил ему затрещину. „Это чтобы ты не разбил его!“ — крикнул он.
Посторонний человек спросил: „Как можно бить того, кто не сделал ничего плохого?“
Насреддин ответил: „А ты, наверное, хочешь, чтобы я ударил его после того, как он разобьет кувшин, когда и вода и кувшин пропадут? С помощью моего метода мальчик все запомнит, а сосуд и его содержимое останутся целыми“.
как достали эти теоретики по психологии((( своей тупостью и отсутствием опыта, своим апломбом и дебильными советами.
Торговля-это, может и не полет на Ф-4, но уж точно не „предположим, Вы купили одну демоАкцию на своем демосчете у демоБрокера“...
Самое главное знание, которое следует вынести из данного отрывка — это регрессия к среднему. Жизнь — набор случайностей и поэтому иногда всё получается, а иногда нет, хотя делаешь вроде тоже самое.
А вся эта хрень про поощрения и наказания уже вторична)
Наказание процентах в 90 случаев эффективнее. А в армии (где риск большой, а новобранец в состоянии стресса тупеет), тем более.
дети с теплом вспоминают бабушек, потому что по сравнению с родителем те пофигистки, и часто потакают ребенку, даже вредности/сладости дают, потому что «растущий организм просит», что родитель в целом контролирует довольно жестко.
Однако каждый человек больше оценит воспитание от родителей, потом что более полезно.
так вот влияние среды в процессе воспитания — это тоже как бы похоже на «регресс к среднему» (на самом деле это результирующий вектор обучения), но за крайние ситуации с ребенком всегда ответственны родители.
Евгений Петров, Канеман всю жизнь занимается психологией, не думаю что ты знаешь больше, чем он в этой дисциплине :)
Книга «Думай чё-то там...» — научно-популярная литература, а не научный труд. Поэтому и написана легко, в дилетантском стиле, чтобы каждый Вася вынес для себя что-нибудь полезное
автору поста Капралу — огромный плюс за пост!
Наказание скорее хорошо действует на краткосроке, для закрепления «чего нельзя», но в долгосроке вероятно эффективнее похвала ( только заслуженная).
И ещё важно, кто именно делает замечание или хвалит — значимый ли человек для ребёнка/ученика/курсанта/студента/подчиненного.
Зашел я на Сенную»;
Там спекулянта били батогом ,
Семинариста молодого.