Я уже много раз говорила в различных статьях, что выпуск какого-либо революционного продукта — это отличный повод прикупить акций компании, представившей этот самый продукт. Если в прошлом подобные новинки возникали на горизонте не слишком часто, то сегодня, благодаря ускорению технического прогресса, на нас валом сыпятся принципиально новые продукты: не успели представить смартфоны, как у нас уже электрические спорткары, а завтра — полеты на Марс. И да, безусловно, многим хочется прикупить себе очередную новинку — но думали ли вы о том, сколько вы могли бы заработать, направив эту же сумму не на покупку продукта, а на приобретение акций компании-производителя? Результат вас может удивить — и сейчас я продемонстрирую это на примере нескольких всем известных продуктов.
1) Apple iPhone (4GB)
В июне 2007 года Apple представили продукт, навсегда изменивший наше представление о мобильных телефонах. Самая дешевая версия (4GB) в то время стоила $499 в Америке — а уж сколько она в первое время стоила в России, мне вообще страшно вспоминать. Но вот если бы в первый день продаж вы купили бы на эти же самые $499 акций Apple, то сегодня они бы стоили чуть больше $3 400, а ваша среднегодовая доходность составила бы порядка 23%.
2) Tesla Model S
22 июня 2012 первые счастливые владельцы получили свои долгожданные электромобили от компании Tesla. В базовой комплектации автомобиль стоил $57 400, которые, будучи вложены в акции компании, сегодня превратились бы во внушительные $323 709, обеспечив среднюю годовую доходность аж в 48%!
3) Amazon Kindle 1
19 ноября 2007 общественности был представлен Kindle — электронная “читалка”, которая буквально перевернула рынок. Круче эффекта, который она произвела на рынок, только тот факт, что купив вместо нее акции Amazon на те же $399, сегодня вы имели бы $3 805 — то есть, почти в 10 раз больше первоначальных вложений.
Ну что, уже чешутся руки прикупить акций какой-нибудь инновационной компании? Желание похвальное, однако необходимо подумать и о рисках. Их тут, безусловно, большое количество, однако можно выделить два самых главных.
Во-первых, как я уже говорила в начале статьи, мы живем в стремительно меняющемся мире — и та компания, которая вчера была на острие прогресса, сегодня может безнадежно отстать от конкурентов. И коли вы решились купить акции той или иной компании, то внимательно следите за положением дел на рынке — в противном случае вы рискуете разочароваться, ведь купить акции — это полдела, а нужно еще и вовремя их продать. Простой пример:
4) Blackberry Pearl 8100
12 сентября 2006 года был представлен культовый (в свое время) телефон от Blackberry. К сожалению, дела у компании в последние годы идут так себе — и если бы вы купили их акций на $199 в то время, то сегодня у вас бы осталось всего $50. А вот если бы вы продали их на пике (30 апреля 2008), то всего за 1,5 года ваша доходность составила бы 401%.
Во-вторых, следует четко понимать разницу между “революционным” и просто “хорошим” товаром. И коли уж мы начали статью с революционного iPhone, то закончить ее просто необходимо следующим:
5) Nokia 3310
Говоря о культовой технике, нельзя не вспомнить легендарную Нокию 3310 — первый телефон Твоей Мамы, кстати. Выпущенный 16 лет назад телефон произвел настоящий фурор: продажи превысили 120 миллионов штук! Однако, следует учитывать, что хотя этот телефон и стал по-настоящему легендарным во всем мире, на момент выхода это был просто очередной телефон. Качественный, удобный, продуманный — однако революции не случилось. Nokia 3310 на момент выхода стоила $199, а пакет акций, приобретенный в день выхода на ту же сумму, сегодня стоит всего лишь $31. И хотя Nokia совершила ту же ошибку, что и Blackberry, не успев перестроить бизнес под новые потребности клиентов, что отправило их акции в затяжное пике, вы в любом случае потеряли бы деньги на подобной инвестиции — Nokia 3310 вышла незадолго до исторического максимума акций. Отличный продукт, но никак не революция — именно поэтому никакого взрывного роста котировок компании после его выхода не последовало.
Какой вывод можно сделать из всего этого? Да очень простой: мы живем в удивительное время, когда практически каждый год какая-нибудь компания совершает революцию в своей отрасли. И вместо того, чтобы в следующий раз тратить последние деньги на девайс, который через год устареет — подумайте, может быть есть смысл вложить эту сумму в акции компании?
Дар Ветер, в итоге в среднем будет около нуля. С учетом инфляции — небольшой минус.
=) Рынок любит адептов стратегии buy-and-pray.
Акции растут, потому что кто-то надувает в них пузырь.
Яркий пример из недавнего: Самсунг выпускает S7, который «вдруг в отдельно взятой известной стране» начинает самовоспламеняться.
Что будет с вашей «инвестицией» через 10 лет?
И самое главное: каким экспертом в области новейших технологий надо быть, чтобы отличить «революцию» от «эволюции»?
Да ещё и предвидеть через несколько лет недружественное поглощение Нокии их заморскими убийцами?..