Equities Investigation
Equities Investigation личный блог
08 ноября 2016, 00:39

TESLA MOTORS long-term buy

На данный момент у компании имеется 3 основных вида продукции: Powerwall, Tesla model X и Tesla Model S. Поскольку доля выручки Powerwall на данный момент невелика, этот вид бизнеса мы вынесем за скобки и будем рассматривать исключительно компанию как авто-концерн (хотя замена в будущем большой централизованной энергетики на малую децентрализованную имеет место быть).

БИЗНЕС
Почитав прессу и аналитические обзоры о компании, может сложиться впечатления, что все мнения делятся на два типа: 1) мнения людей, читающие твитр Маска, где будущее за солнечной энергетикой и электромобилями; 2) мнения людей, читающие отчеты компаний. А вот что находится в них (в тысячах USD):
TESLA MOTORS long-term buy
С момента выхода на рынок у Tesla не было ни одного прибыльного года и с каждым годом компания все больше теряет денег. Эта довольно основательная точка зрения. Руководствуясь ей, один мой знакомый сказал: «за всю историю по статистике (сам не знаю какой) новаторам крайне редко удавалась заработать на своих инновационных изобретениях». Иными словами, бизнес модель Tesla не удачна, не конкурентоспособна, от того и убыточна. Бесспорно логика в этом есть, на на мой взгляд эта точка зрения не учитывает всех факторов. Например один из них таков: убытки были уже в графе Operating Profits, потому что компании жизнено важен рост.
TESLA MOTORS long-term buy
В добавок стоит сказать, что последние года тратятся огромные деньги на PP&E (основные средства: здания сооружения) и inventories. И вот куда это все дело идет: 1)
TESLA MOTORS long-term buy
Бесплатная Supercharge-зарядка способна зарядить 80% аккумулятора за 30 мин. В отличии от традиционных АЗС не существует ограничений по установке таких зарядок, поэтому их можно строить на подземных парковках, на парковках у супермаркета, да и вообще на любых парковках. Без развитой инфраструктуры зарядок у электромобилей теряется конкурентное преимущество, но в обратном случае с большим кол-вом зарядок владельцу электрокара можно навсегда забыть о необходимости заправлять автомобиль. В Tesla конечно — же это все понимают.
TESLA MOTORS long-term buy
С точки зрения корпфина это PP&E expenses и Inventory expenses. В отчете о прибылях и убытках Inventory expenses, идущие на развитие инфраструктуры, не отражаются, поскольку этот проект не приносит ни доллара в Sales (выручку) и потому значится в COGS (себестоимости).

2) Gigafactory 1
TESLA MOTORS long-term buy
Цель: массовое производство литиевых батареек (больше чем сумма всех остальных литиевых заводов в мире) для новой бюджетной Tesla Model 3; снижение себестоимости электрокаров на 30%. Все те же PP&E и Inventories. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0_1)

3) R&D. Тут примером может служить ПО: новый автопилот, способный куда больше, чем езда по трассе. (https://www.youtube.com/watch?v=0ExEiIQnH9Q)

Квинтэссенция мысли такова: бизнес требует огромного (в стоимостном выражении) развития, от того многозатратен, от того и не прибыльный.

И все-же кое какой рост имеется.
TESLA MOTORS long-term buy
С этой точки зрения, отбросив последующие строки затрат, мы видим органичный рост бизнеса в виде роста выручки. Если оценивать «успешность» постройки электрокаров, то мы видим маржу Gross Profit на уровне +20%, хотя не все мировые авто-концерны дотягивают до таких значений.

А теперь самое интересное: 
TESLA MOTORS long-term buy
Новая бюджетная модель получила предзаказов почти в два раза более, чем количество всех проданных автомобилей за 7 лет. Собственно, вот зачем и нужен Gigafactory 1.

ДОЛГИ
Если взглянуть на долги компании, то в действительности есть некоторые проблемы
TESLA MOTORS long-term buy
Капитал для операционной деятельности имеется, чистый финансовый долг не велик. У компании много не финансовых долгов в виде кредиторской задолженности. Как им удается оставаться на паву без прибыли? Они довольно много операций финансируют за счет собственного капитала (эмиссия новых акций => размытие старых).

ИНДУСТРИЯ
Теперь о вопросе, который, наверное, стоило обсудить в самом начале: почему электромобили? 
Преимущества:
  • Высокий КПД двигателя: у ДВС этот показатель в среднем в диапазонах 20-25%, и лишь у одного автомобиля в мире он достигает 38%. У электрокарах же речь идет о 88-95%. В действительности в холодных странах это сложно назвать преимуществом, поскольку жар мотора помогает согревать салон. 
  • Экологичность. Выбросов конечно-же нет, но если речь идет о электроэнергии, выработанной с помощью угля, то это уже хороший вопрос: что экологичнее ДВС или «уголный» электромобиль? Однако большинство зарядок Superchargre используют солнечную энергию.
  • Простота конструкции: собрать электрокар гораздо легче, чем классический автомобиль с ДВС. Как следствие, затраты и периодичность ТО дожны значительно снизится: скорее всего максимум, что вам придется делать — менять тормозные колодки раз в 2 года. Большинство операционных проблем с ПО можно решить через Wi-Fi
  • Бесшумность.
  • Плавность хода: даже не смотря на высокий момент и резкое ускорение, ехать на электрокаре комфортно и приятно.
  • Тормоз мотором: ДВС тоже так могут, но на электрокаре такой метод более работоспособный и плюс ко всему заряжает батарею.
  • Низкая взрывоопасность.
  • Дешевое топливо: хотя, в случае, если у вас Model S или Model X, то оно вовсе бесплатно. Но даже если вы будете владельцем Model 3 (в случае чего привилегия на бесплатную энергию исчезает) или любым другим электромобилем другой марки, то цена в любом случае на электричество ниже чем цена бензин.
  • Электрокары помогут решить проблему энергетического пика, что в теории снизит цену на электричество (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B8%D0%BA)
  • Прощайте, заправки
Недостатки:
  • Плотность энергии литиевых аккумуляторов ниже чем бензина (хотя пробег у электрокаров теслы уже почти сопоставим с ДВС).
  • Проблема утилизации батарей (хотя Tesla говорит что будет использовать отработанные аккумуляторы на заводах).
  • Зима: в холодных погодных условиях помимо снижения работоспособности самого аккумулятора затрачивается энергия на обогрев салона, в то время как ДВС может греть салон жаром от мотора, о чем уже говорилось выше.
  • Перегрузка промышленных электрических сетей (хотя, думаю, это проблема вполне решаема)
  • Долгое время зарядки аккумулятора (если говорить о зарядки от пром сети). Зарядка от Suppercharge — решение
  • Меньшая продолжительность езды по сравнению с ДВС. Однако год за годом продолжительность хода электрокара растет. С развитием инфраструктуры зарядок значимость этой проблемы будет уменьшаться.
  • Заряд в аккумуляторе сам по себе постепенно ослабевает. Вернувшись однажды после длительного отпуска домой, предварительно оставив на стоянке электрокар на 5-10% заряда он может не завестись. Но опять же развитие зарядок сводит и эту проблему на нет. В конце концов можно тройник из окна провести.

Можно было бы еще порассуждать о дорогах, придуманные в Стэнфорде, под покровом которых могут быть проложены электромагнитные катушки, благодаря чему электрокар может заряжаться в движении и иметь бесконечный заряд, но это уже совсем футурама.

Что касается гибридных автомобилей, то в них теряется весь смысл. Вам все так же придется посещать АЗС и одновременно заряжать. Мороки больше чем и с ДВС и с электрокаром.

КОНКУРЕНТЫ
TESLA MOTORS long-term buy
Вот так примерно выглядит современная конкуренция в электрокарах. Обратите внимание на цену и характеристики Tesla Model 3. Это причина такого количества пред заказов. Кстати диапазоны цен указаны до налоговой льготы в $7500, действующей в большинстве стран Европы и Америке. Т.е. цена будет еще ниже.

ВЫВОД
Илон Маск — глава Tesla сам говорил, что он ожидает выйти в профит только с 2020. Вопрос в том, выживет ли компания, и если да, то где она будет к 2020. Невозможно достичь 100%-ое понимание ситуации, однако я считаю, что вышеизложенные предпосылки имеют существенный вес, и помогают увидеть картину достаточно четко для принятия решения: long-term buy



7 Комментариев
  • Тимофей Мартынов
    08 ноября 2016, 00:51
    братан, ты только помни, что ты не тачку покупаешь, а компанию
    надо прикинуть, дорогая она или дешевая

    может она уже стоит столько, что расти акции не будут даже если бизнес будет продолжать расти

  • Виталий
    08 ноября 2016, 01:10
    А Тимофей прав с одной и важной стороны.
    + Поголовно все не будут ездить на Model 3. (появится… хочу не как у всех)
    + Через 5-10 лет почти у всех автомобильных марок будет свой ассортимент электрокаров. (рост конкуренции)
    + Цена на эти автомобили неизбежно пойдёт вниз, это гаджет на колёсах, не более. Там заложена высокая добавочная стоимость.

    Но, с другой стороны, если Tesla предпримет действия, которые позволят ей закрепиться после 2020 г. в роли ведущего авто бренда, то цена действительно вопреки логике может взлететь в 2-3 раза от текущих уровней.
    • Евгений Черных
      08 ноября 2016, 10:42
      Виталий, Но у другой стороны если выстрелит, то инфраструктура будет только у Теслы. А остальные будут только только начинать строить
    • Сергей Кузнецов
      04 декабря 2016, 03:27
      Виталий, капитализация 28 ярдов… не так много за идею (уже есть брэнд, продажи более 50т штук в год, предзаказы, сеть заправок)...

      за 100 ярдов яблоку возможно удасться продать. они хотят влезть в это направление. И деньги у них есть такие )))
  • alfa beta
    08 ноября 2016, 04:08
    Хорошо.Но по производству не проанализированы ближайшие анонсированные цели.И сколько это потребует средств.
    Тимофей правильно пишет не оценена цена акций в моменте.Они дороги или нет?
    Вы просто пишите что они недороги.
    Напишите вторую часть, будет интересно.

    Теста будет производить каждый квартал все больше авто.И все больше  будет вкладывать в основные средства.Гигофабрика только начала запускаться.А что бы выпускать сопостовимое кол во авто со старыми производителями громадной Гигофабрики 1 мало и уже проектируется Гигоф. 2 в Европе и Гигоф. 3 в США.А в планах по фабрике в каждом регионе мира.
    Это требует колосальных 1 млрд. на каждую.дальше доп. эмиссии рост капитализации и обычно снижение маржи.20% в моменте для уникального изделия не  много.И большой вопрос цены акции.

    Ситуация напоминает любой новый сектор — компьютеры, биотехнологии раньше, солнечная энергетика, 3D принтеры после взрывного роста происходит крах /откат / дальше коррекция и длительный боковик тех кто выжил  .Где получаем еще один отсев.
    После чего компания при благоприятных условиях начинает новый виток роста.
    Думаю что цена будет по рынку.Если западные рынки начнут распродажи Теста пойдет за ним.

  • Danilych
    08 ноября 2016, 06:58
    Вложения в гагафабрику это попытка удержать ценовое преимущество с будущими конкурентами.

    Инфраструктура в виде зарядок это то же  задел на будущее, и другие марки там будут заряжаться за деньги. Плюс при продаже авто за право заряжаться на суперчарджерах платится несколько тысяч баксов.

    Думаю Маск пытается создать второй Эппл.
    Тогда можно машинки будет делать дешего, а продавать дорого.
    Но шансов у него мало.


  • Иван
    08 ноября 2016, 12:46
    сам писал все это?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн