4,8 миллиона баррелей нефти. Именно такой размер добычи «черного золота» в Ираке. Данное государство становится причиной новых разговоров о том, что вероятность достижения согласия странами ОПЕК по заморозке уровня добычи нефти 30 ноября в Вене крайне низкая. Ведь кто согласится на то, чтобы замораживать собственную экспансию нефтяного рынка, когда Ирак отказывается подписывать этот договор?
Буквально недавно представители Ирака в ОПЕКе заявили о том, что в заморозке они принимать участие не будут. Причина – война с ИГИЛ. Согласно расчетам, представители этой террористической организации тоже добывают нефть в размере до 0,5 миллионов баррелей в день. Ирак становится вторым крупным игроком в картеле ОПЕК. Помимо этого, ранее не стоял вопрос о том, что Ирак может «давать задний ход», но, как видим, обстоятельства меняются.
На данный момент всеми членами нефтяного рынка ОПЕК принято ко вниманию то, что Нигерия, Ливия и Иран в достижении заморозки принимать участие не будут. У каждого есть на то свои причины.
Нигерия и её добыча нефти пострадали из-за террористической организации «Дельта Нигер». По причине нападений и взрывов объектов инфраструктуры нефтедобывающих заводов, объем добычи «черного золота» в стране упал на 1 млн. баррелей в день.
Ливия ранее даже не включалась в переговоры по заморозке объема добычи сырья, потому что была занята другим. Страна перебывала в сильнейших военных конфликтах, и лишь сейчас стало известно о том, что добыча в Ливии достигает всего 400 000 баррелей в день. Кроме того, в начале октября в ней возобновился экспорт с морских портов.
Иран – это страна, которая год назад получила снятие эмбарго на экспорт «черного золота». Но тут есть и другие причины. Дело в том, что Иран хочет возобновить доссанкционный уровень добычи сырья. Сейчас они добывают 3,6 млн. баррелей в день. Ближайшая цель – 4 млн. баррелей в день. Но, судя по мощностям в этой стране и возможностям нефтяных бассейнов, 3,6 млн. может быть пороговым значением и так.
Теперь к этому списку добавляется Ирак. Напомним, текущий объем добычи нефти на 800 000 баррелей больше, чем стоит уровень по данной заморозке – 33,5 млн. баррелей в день. Получается, что эти 800 000 нужно распределить между странами, которые участвуют в заморозке. Кто готов взять на себя такие объемы? Единственный игрок – это Саудовская Аравия. Но пойдет ли она на такое, когда у нее большой дефицит госбюджета? Кроме того, Новак сообщил о том, что Минэнерго России отказалось от идеи Саудовской Аравии снижать добычу нефти.
Получается так, что Ирак становится именно тем фактором, который делает вероятность заморозки крайне низкой. Ирак – это новая причина «Дохи». Напомним, тогда основным игроком раздора был Иран, но с ним решили уже не спорить. Но вот Ирак – это уже другая история, учитывая то, что он на 1,2 млн. баррелей нефти добывает больше, чем сосед Иран.
Дмитрий Лебедь