За последние два года Россия сделала очень многое, чтобы уйти от нефтяной зависимости. Наша страна научилась жить в условиях низких цен на углеводороды. Тем не менее, нефтегазовая отрасль остаётся очень важной для российской экономики. Поговорим о ней сегодня в рамках программы Экономика Плюс.
---1---
В сентябре Россия установила свой новый рекорд по нефтедобыче. Она достигла 11 миллионов баррелей нефти в сутки. Это превосходит добычу Саудовской Аравии. Та добывает около 10 миллионов баррелей. Так много мы не выкачивали из недр ещё никогда. В условиях низких цен на углеводороды – это большой успех. Он характерен только для России.
Приведу противоположные примеры. За два года количество буровых установок в США уменьшилось в 4 раза, обанкротилось 90 американских нефтяных компаний. Тысячи нефтяников лишились работы и были выброшены на улицу.

В Венесуэле, у которой нефть – это главный экспортный продукт, начался экономический, социальный и политический кризис.
Предполагалось, что то же самое начнёт происходить и в России, наша нефтянка разорится, и нашу долю на рынке заберёт Саудовская Аравия. Но этого не произошло. В России не только не обанкротилась ни одна нефтяная компания, все они закончили прошлый год с прибылью. Она конечно упала, но бизнес остался доходным. Это говорит о высокой устойчивости российской нефтяной отрасли. Она не только выдержала низкие цены на нефть, но и овладела новыми рынками сбыта. Например наши поставки в Китай составляют уже 1 миллион баррелей в сутки. Это на половину больше, чем годом ранее.
---2---
Важной чертой запасов нефти в России является то, что среди них много не разведанных. Особенно это касается северных арктических территорий. Там не то что полезные ископаемые – там постоянно находят новые острова, ранее не нанесённые на карту.

Поэтому поле для геологических работ огромное. Если судить по запасам, которые уже известны, то России хватит нефти при нынешнем уровне добычи примерно на 30 лет. 30 лет – это если не открывать новые месторождения. Но уже сейчас можно говорить, что скорость обнаружения новых запасов быстрее, чем скорость добычи, поэтому этот срок очень плавающий и может быть на долго растянут.
---3---
Есть широко распространённое и неправильное мнение, что российская нефтяная и газовая сфера полностью находятся в руках государства. Это не совсем верно. Точнее – совсем не верно. Государство владеет всего лишь половиной акций Газпрома – чуть более 50%. Все остальные акции этого гиганта находятся в руках свободного рынка и постоянно переходят от одного владельца к другому. Вы – при желании – тоже можете купить на бирже немного акций Газпрома.

У Роснефти контрольный пакет в руках государства – около 70% акций, а остальные 30%, то есть почти треть — принадлежат многим разным инвесторам по всему миру. Кстати, сейчас активно обсуждается вопрос приватизации Роснефти, то есть перехода части государственных акций в руки новых собственников.

Лукойл – и вовсе – полностью частная, негосударственная компания. Крупный – но не контрольный пакет – находится в руках Вагита Алекперова и Николая Федуна, остальные акции – свободно обращаются на разных биржах мира и постоянно кочуют из рук в руки.
Поэтому в корне не правильно говорить, что Россия монопольный владелец нефтегазовых активов. При желании любой гражданин любого государства или юридическое лицо могут купить на бирже акции энергетических компаний и участвовать в распределении их прибыли. То есть получать дивиденды. По некоторым компаниям, например Сургутнефтегазу, они бывают очень высокими.
---4---
Скажу несколько слов про Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Это две денежные копилки нашей страны. Они формировались во время высоких цен на нефть. Дорогая нефть рассматривалась как временное благо, и деньги откладывались как говорится про запас, на чёрный день. Когда он наступил, сокровищница была распакована и средства пошли в экономику, главным образом – на покрытие дефицита бюджета.
В результате Резервный фонд сократился. Был 90 миллиардов долларов, стал – 30 миллиардов. Чтобы он не иссяк, министерство финансов недавно выступило с инициативой наполнять его новыми деньгами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель. Параллельно отмечу, что для поддержания российской экономики, в частности – пенсионных выплат – может использоваться Фонд Национального Благосостояния. Его текущий размер 73 миллиарда долларов.

---6---
Падение цен на нефть больно ударило по российской экономике. Начал дешеветь рубль, поползли вверх цены, подорожали кредиты. Однако сразу же включились защитные механизмы. Они позволили быстро встать на путь развития. Этих механизмов два. Первый. Дешёвый рубль автоматически удешевил стоимость российской продукции за рубежом. В итоге по многим товарам поставки в другие страны в деньгах упали, а в объёме, массе и штуках, то есть в натуральных величинах – выросли. Самый характерный пример – это экспорт пшеницы. По итогам прошлого года Россия вышла на 1 место в мире по этому показателю. Это означает, что загруженность народного хозяйства, наличие заказов у предприятий – не уменьшилось. Все производства как работали, так и продолжают работать.
Второй механизм. После обострения отношений с западом Россия сразу же взяла курс на импортозамещение. Зачем покупать что-то у недоброжелателей, если можно произвести это самостоятельно? Импортозамещение дало новые рабочие места российским предприятиям и открыло большие перспективы для промышленности и сельского хозяйства. Не удивительно, что безработица в России находится сейчас на очень низком уровне – 5,2%. То есть налицо немного парадоксальная ситуация – жить стало тяжелее, но работа есть. Трудоспособный человек может развиваться, строить карьеру, ставить цели и добиваться их.
Благодаря этим факторам российская экономика постепенно становится диверсифицированной. Это когда в стране не 1 развитая отрасль, а несколько. В ближайшие годы в России к сильному нефтегазу добавится столь же сильное сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, и другие сектора. В будущем кризис в любой из этих отраслей не нарушит устойчивости всей системы. Народное хозяйство станет многогранным, разносторонним, и в итоге — стабильным. Внешние угрозы будут ему не опасны.
это о какой стране речь? или хотя бы конкретную область приведите.
или Вы тут просто прикалываетесь?
Вот это я понимаю успех. Им(национальному достоянию) есть чем гордиться.