Профессор экономики Университета Лонг-Айленда Панос Мордукатас (Panos Mourdoukoutas) полагает, что Саудовская Аравия в преддверии предстоящего в 2018 году IPO крупнейшей в мире нефтяной компании государственной Saudi Aramco, пытаясь подтолкнуть нефть к $100 за баррель, действует в два этапа.
Первый этап, который мы уже наблюдаем в действии, заключается в стабилизации цен на нефть на уровне $50, что позволит приостановить дальнейшее снижение темпов мирового экономического роста. На фоне информации о достижении 28 сентября на встрече в Алжире предварительных договоренностей относительно заморозки объемов добычи нефти странами-участницами ОПЕК, цена на сырье покинула диапазон в $46-$48 за баррель и перевалила отметку в $50.
В то же время рост цена на нефть до уровня $50-60 приведет к неизбежному возврату на рынок производителей сланцевой нефти, чей бизнес вновь станет рентабельным. В этом случае как отмечает профессор Мордукатас в своей колонке для Forbes, Саудовской Аравии потребуется поддержка американских экологов.
Как напоминает автор, являясь в 1960-х – начала 1970-х годов крупнейшей нефтедобывающей страной, США начали терять свои позиции после произошедшей в 1969 году утечки 100 тыс баррелей нефти в пролив Санта-Барбара. Авария на первой морской буровой платформе привела не только к усилению экологического движения и массовым протестам. Во многом именно экологические активисты, лоббировавшие создание новых норм и положений для регуляции нефтедобычи, повлияли на прекращение роста американской нефтяной промышленности.
Принятые меры, по мнению Мордукатаса, не позволили избежать новых аварий в нефтепромышленности, однако сделали Саудовскую Аравию, добывавшую большую часть своей нефти на материке, крупнейшим в мире нефтедобытчиком.
Не ясно, какую именно помощь смогут оказать экологические активисты. Но очевидно, что Саудовской Аравии потребуется вся помощь, которую она сможет получить, для того чтобы выбить американские нефтедобывающие компании с рынка в условиях растущих цен на нефть. Особенно учитывая высокую вероятность несоблюдения алжирских договорённостей со стороны Ирана.