Инвесторы всех миров поклоняются великим именам крупных богачей, которые сделали миллиарды долларов «на инвестировании». Смысл и суть понятия инвестирования сводится к тому, что «купил и держи» много лет. Стать таким, «как Баффет», значит стать крупным богачом за счет инвестиций. Логическая связка «инвестирование — Баффет» настолько стала аксиомой, забронзовела и окаменела, что любой, собравший капитал в $5 000, готов стать миллиардером, вложив свои деньги в акции какого-то ETF или совокупности ETF на 30 лет, якобы по принципу «делай как Баффет». Я понимаю, что намеренно утрирую процесс, но суть не в этом.
Как писал умнейший Гюстав Лебон,
Существует каноническое Евангелие «Житие Баффета», которое содержит свои отлитые в бронзе мифы о том, как малютка-Баффет дошел до жизни самого доброго дедушки, продающего на аукционах обед с самим собой, чтобы отправить эти деньги на благотворительные цели. Ей богу, это похвально! Берешь с китайцев $2.34 млн, обедаешь с ними, а потом ВСЕ ЭТИ деньги отдаешь на благотворительность! И так 16 раз! Потрясающе! Я не знаю никого другого, кто бы был ТАК же добр, имея собственный капитал в 67 миллиардов — это, между прочим, 670 тонн денег в стодолларовых купюрах!«Легкость, с которой распространяются иногда известные мнения, именно и зависит от того, что большинство людей не в состоянии составить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях.»
Крупные деньги всегда делаются за счет отъема чужих денег: «Что такое бизнес? Очень просто: это чужие деньги», — писал Александр Дюма. И Баффет в этом не исключение. Он рано научился забирать чужие деньги себе и всю свою жизнь прожил в среде, где отъем чужих денег был способом существования, образ жизни. Для пираньи есть чужую плоть — это образ жизни. Рассмотрим некоторые факты становления этого, без сомнения, гениального финансиста.
Чтобы быть, «как Баффет», нужно родиться в семье успешного биржевого дельца, владельца брокерской конторы и в дальнейшем конгрессмена.
Пример родителей воспитывает. Научно доказано, что воспринятое ребенком и закрепленное в качестве признаков объектов окружающего мира в самом раннем возрасте почти не подлежит дальнейшему исправлению. Импритинг может усиливать то, что было дано природой при рождении, или конфликтовать со склонностями натуры. Это тоже среда, условия для формирования характера. Я думаю, что родись Микеланджелло в среде биржевых дельцов, он все равно ушел бы рубить мрамор и конфликт натуры и среды был бы неминуемым. Баффет-ребенок жил в среде, где получение прибыли от биржевых спекуляций было позитивным признаком, достоинством, и это отвечало свойствам и устремлениям его натуры.
Мудрый воспитатель создает возможность воспитаннику получить правильный опыт. Эмпирически проверенные знания являются главным способом формирования modus operandi. Главные условия правильного опыта — реальность условий, в которых действует субъект, получающий опыт, приложение усилий в процессе получения опыта и реальный результат. В сознании встроен механизм, закрепляющий, отвергающий или корректирующий опыт. Этот механизм описан великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым. Мы не можем избежать действия механизма, формирующего наши рефлексы. Рефлексы формируются сами. Мы можем только частично влиять, избегая ложного опыта, отклоняя неправильный опыт и поощряя нужный, правильный опыт. Пример ложного опыта, это когда человек гоняет деньги на демо-счете и думает, что учится работе на рынке. И ведь, представьте себе, действительно так думает, действительно в этом абсолютно уверен! А то, что мы думаем, влияет на наши действия. Вот вам и ложный опыт. Ложный опыт и уверенность, что это настоящий опыт, становится серьезной проблемой в жизни людей.
Поэтому все родительские умилительные похвалы каракулям, почеркушкам и как попало сделанному заданию закрепляют в ребенке готовность пачкать пеленки и получать похвалу. Что делаете, то и получаете. Чем больше в эмпирике бессознательно подтвержденного и подкрепленного удовольствия от процесса, тем опыт важнее, сильнее, действеннее, конструктивнее. Сознательное подкрепление удовольствия часто идет от искусственно навязанного и может носить ложный искажающий смысл. Но тут есть над чем подумать и подискутировать. Это как раз поле и точка работы над собой. Но реальное делание, реальная активность выше образования, выше рассуждения, выше способности говорить. Однако умениям уделяют меньше внимания, чем пустой болтовне детей: некоторых вообще бывает не «выключить». Никто не учит детей молчанию. А жаль.
Свою первую спекулятивную сделку малыш совершил, купив на карманные деньги шесть банок кока-колы в магазине дедушки за 25 центов с целью выгодной перепродажи своим домашним. Хороший мальчик… для американской ментальности. Но я бы не стала покупать у своего сына. Понятно, что со стороны взрослых это была псевдо-сделка. Но малыш навсегда реально запомнил, как делать деньги без труда. И самое главное, такой способ заполнился как законный способ делать деньги: типа «свободный» рынок. Если бы, скажем, малыш-Баффет пошел на клюквенное болото, собрал там клюквы, ползая по кочкам, принес эту клюкву домой и предложил ее купить по цене чуть ниже рыночной, то это были бы реально заработанные им деньги. Но в российской ментальности и такой подход — аномалия несправедливости. Внутри российской семьи отношения не строятся на товарно-денежных отношениях, и за приготовления обеда, стирку белья, бессонные ночи во время болезни детей, за труд на благо семьи мать-отец не берут деньги с членов семьи. Так не принято. Если строятся, то это аномалия поведения и несправедливость, ведущая к распаду, так как посчитать кто кому сколько сделал и во сколько оценил сделанное — это превратить отношения в ад.
Баффет исповедует традиционные семейные ценности. Это он вынес из детства. Он жил в крепком браке, воспитывал своих детей в здоровом американском духе как средняя американская семья. Деньги — результат труда. Хочешь денег — работай. Дети не должны быть богатыми. Дети должны воспитываться, учиться и трудиться. Это основа традиции. Она находится почти диаметрально против того, что прививается в нашем обществе. Это иная система ценностей.
Наши дети росли в обычных условиях. Мы всю жизнь прожили в одном доме, который я купил в 1958 году. Они не расселялись в дорогие новомодные дома, не летали на частных самолетах. Они ездили до школы на автобусе. Каждый член семьи Баффетт в Омахе ходил в государственную школу. Дети ходили в ту же школу, где училась их мать. Мы жили в районе, где средний доход соседа, по сегодняшним меркам, составлял $75 000 в год или около того. Поэтому они не считали, что мы финансово отличаемся от других.
Следующий спекулятивный опыт, отмеченный в каноническом житии «оракула из Омахи», был уже в 11 лет на акциях компании Cities Service, на которых будущий самый богатый человек мира заработал чистыми $5, что составило +4.3% на вложенный капитал. Для юноши это неплохой доход. Но не для Баффета. Он на всю жизнь запомнил эту спекуляцию как ошибку, так как акция выросла в последствии до $200.
Большинство сограждан на вопрос о том, «Что бы вы делали, если бы у вас были большие деньги?» начинают говорить всякую «сказочную муть». Они бы ездили по свету, купили бы яхты, дома, острова, завели бы себе гаремы,… Пили, курили, сношались, возбуждались чем угодно, наслаждались ничегонеделанием и богатством… Это ужасно скучно и тоскливо даже думать об участи такого человека. Никто бы не сказал, что он наконец займется любимым делом: ковать железо, изучать птиц, исследовать Тунгусский метеорит, изучать жизнь и физиологию гороховой тли, физиологию головоногих моллюсков, читать философию, восстановить военный архив, изучать бабочек, исследовать секреты старинных металлургов, помогать жителям Амазонки в изучении русского языка… Наконец, просто делать деньги, как это делал всю жизнь Баффет. Нет. Все хотят провести свою жизнь в пустоте искусственных раздражителей коры головного мозга, ничего не делая в реальности. «Дикое и тупое барство» с золотыми унитазами, с пьянками, скотством, девками, спайсами — вот идеал. Такое поведение осуждается у других, но копируется практически подавляющим большинством, как только человек становится хоть сколько-то богатым и «может себе позволить». Как сказал мне один местный персонаж, «работают рабы, свободные люди не работают». Персонаж отражает воспитанную норму, он уверен в этом и привел мощное «доказательство»: слова «работа» и «раб» — однокоренные. Он не знает и не понимает, что такое свободный труд свободного человека. Он мыслит категориями рабства: либо ты работаешь на господина, либо ты господин, а господину любое скотство прилично — у него есть деньги!
Многие проблемы проистекают именно от нежелания людей работать. Лень — мать всех пороков. Дети, воспитанные в праздности и лени, не имеют привязанности к семье, не ценят родительскую заботу и вырастают эгоистами. Еще в Древней Греции в Законах Солона был пункт, в котором сказано, что если отец не научил сына ремеслу, то такой сын может отказать в содержании отца в старости. Учить ремеслу не хотят и не собираются. Учить ремеслу «низко». «Круто» учить ничему, просто так тратить время, чтобы был диплом, чтобы в армию не пошел — там ребёнку «сделают больно» и заставят вставать в 6 часов, бегать марш бросок, ходить строем(!) — ни-ни, это не для «свободных» людей! Лучше прикинуться психически больным, купить справку, дающую льготы, и жить опять же по принципу «жрать, пить, морду бить». Это вечные иждивенцы. Наш социум производит иждивенцев в огромном количестве и называет это воспитанием. Это даже не ложный опыт — это аморальный опыт. Цепочка воспитания и формирования человека передается через семью: разрушение семьи и все эти химеры в виде суррогатных «гражданских браков» — будущие материальные, моральные и психические проблемы для государства и тех, кто сейчас не заботится и хочет быть мотыльком без обязанностей. Что посеешь, то и пожнешь.
Приятель моего мужа, Дэвид, человек образованный, умный, умеренно богатый, владеющий виноградниками, компанией в Канаде, домом во Франции, устроил свою 16-летнюю дочь работать в Макдональдс, чтобы она знала, как зарабатываются деньги, и не считала, что они падают в виде денежного дождя из папиного кармана. А сына он устроил на стройку, прежде чем отправить в колледж. Это нормально для рациональных англо-саксов. Так принято. Пуританская психология отражает установки, что быть богатым можно, но кичиться и демонстрировать свое богатство — унизительно, недостойно.
Но что делают наши богатые сограждане? Они покупают своему отпрыску ауди ТТ или порше, чтобы он носился ночами по улицам, они обеспечивают ему дебильное образование, когда не надо ничему учиться за деньги, они ограждают его от всех видов труда и обязанностей, потому что «он этого достоин».
Юный Баффет разносил газеты в 13 лет и рационализировал свой труд с целью повышения эффективности так, что обслуживал гораздо больше клиентов за отведенное для этого время. Это позволило ему больше зарабатывать.
Отец Баффета дал ему нужный совет, что большие деньги делают люди с хорошими связями. Большие деньги всегда создаются близко к политикам, к власти. Разумеется, хорошие связи следует формировать и поддерживать, чтобы соответствовать уровню тех, с кем эти связи есть. Баффет следовал совету и учился там, где надо. Кроме того, он трудился и действовал в направлении своей цели — в 30 лет стать миллионером. Он стал им в 31 год.
Баффет с умом распорядился тем, что ему дала судьба. Он всегда был жестким в своих интересах и преследовал выгоду. Когда о организовал свое семейное дело Buffett Partnershop Ltd. Капитал компании был складочным и был равен $105 000. Доля Баффета была равна $100 — организуя дело с друзьями и родственниками, он не хотел рисковать своим капиталом, который уже был равен $140 000. Этот капитал был удвоен за два года управления.
Пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» Казалось бы, как все просто! Но в этой простоте скрыто так много обычных человеческих сложностей.
Быть «как Баффет» невозможно, даже если копировать его поступки. Идентичные близнецы с идентичным генезом, но разным онтогенезом, отличаются в привычках и поведении. Чтобы покупать стоимость, нужно эту стоимость контролировать и создавать. Баффет может формировать, создавать и контролировать стоимость и капитализацию. Простой инвестор без миллиардов может только отдать свои деньги и думать, что он покупает стоимость. Это миф. Без контроля за стоимостью покупка стоимости — обычная вера, дутый пузырь. Баффет основывает свои действия на том, что цена и стоимость взаимосвязаны, а рост следует рассматривать как составной элемент стоимости. Баффета самого можно рассматривать как составной элемент стоимости, так как его внимание, участие — не просто признак, а гарантия роста цены.
Общеизвестно, что вхождение крупных фондов в бумаги компании поднимают стоимость этих бумаг просто от факта, что фонд купил или обратил внимание на бумаги. Так и создается стоимость: Баффет, Икан, Акман и прочие объявляют об УЖЕ свершившемся факте покупки пакета — акции растут только и исключительно на ЭТОМ факте. Это рыночные и информационные факторы влияния. У тех, кто отдает свои деньги на годы, у так называемых инвесторов есть возможность быть только следствием, а не причиной такого влияния. Но в реальности деньги инвесторов, как и деньги спекулянтов, всюду являются питательной средой для баффетов всех стран и народов. Я не исключаю, что это может быть выгодным и для инвестора. Может_быть_выгодным… случайно. Но чем в таком случае этот инвестор отличается от спекулянта? Отличие в его вере. Инвестор долго абсолютно уверен в выгодности своего вложения денег, а о потерях он узнает однажды, но всерьез — когда уже поздно что-то предпринимать. Да и не умеет инвестор действовать, как спекулянт, установка у него не та, не тот статус, высокий уровень снобизма, или, как говорится, «ladies don't move». Снобизм стоит денег.
Хорошие условия для старта конечно имеют значение, но не определяющее. Его успех говорит сам за себя, он проверен временем, ему не нужно ничего никому доказывать. Его инвестеционные стратегии хорошо работали, по крайней мере, в то время, когда он их применял, когда мировая экономика еще не превратилась в полный фарс и лохотрон
лень считать, все равно столько не намою, даже не знаю где )
А если сколько стоит, то посчитаем.
В одном килограмме 32.151 унция. В одной тонне 32 151 унций, в 670 тоннах 21 541 170 унций. Цена одной унции золота сегодня, 3 сентября 2016 года, $1 326. 670 тонн золота стоит по текущей цене $28 578 670 239
Ну что тут скажешь, как обычно интересно, как обычно противоречиво, как обычно спорно.
Разбор текста, конечно можно было бы продолжить, но дело к обеду...
Мир соткан из противоречий. Нам близки примеры своих богачей, которые наживались незаконно, а чужие богачи всегда правильные и законные богачи).
Создать такой капитал — уже гениально.