До меня наконец окончательно доперло, о чем говорит Глазьев.
Он абсолютно прав
Начнем с вопроса: почему у нас при постоянном положительном торговом балансе не растет рубль? Очень просто. Если бы экспортеры просто продавали валютную выручку на рынке, он неизбежно рос бы. Вся соль в том, что ЦБ скупая эту выручку просто выводит бОльшую ее часть из обращения, при этом на рынке не происходит реального прироста предложения этой валюты.
Теперь возникает вопрос, как мы могли бы стабилизировать рубль, если у нас нет ЗВР в достаточных объемах. На самом деле, вопрос этот скорей всего праздный. При постоянном росте рубля он не кажется актуальным. Но если все же произойдет гигантская спекулятивная атака на него, то, как показала практика, он и сам в состоянии выправится. ЦБ не смогла справится с удержанием коридора. Пусть даже спекулянты убьют его до нуля, долго ли это продлится? Все это лишь предлог для консервации валюты, по ходу. Кроме того, если экономика будет стабильно расти, никто и не будет особо шортить рубль, не будут спекулянты верить в его падение.
Таким образом, если перестать консервировать валюту, нам обеспечен рост рубля. И на фоне роста этого рубля мы плавно девольвируем его эмиссией обеспеченной Российскими долгами, всего лишь сдерживая этот рост. А далее, включаетсяя другой фактор роста: промпроизводство увеличивается, увеличивается экспортная выручка, рубль укрепляется еще сильней, включается рекурсивный процесс, можно эмитировать еще больше. Это абсолютно просто и самоочевидно по сути, понимание этого затрудняет дикая запутанность современной финансовой системы.
Но теперь мне все ясно, чего и Вам желаю:) Мозаика сложилась в голове
полностью. Последним куском этого пазла стало понимание того факта, что консервирование валюты в ЗВР само по себе ослабляет рубль, вот в чем фишка.
ЗЫ и, да, многие неверно трактуют предложение Глазьева, выдвигая дилетантские аргументы о том, что Глазьев якобы предлагает некую мифическую «необеспеченную» эмиссию. Никакой «необеспеченной» эмиссии в природе вообще не существует, деньги печатаются под обязательства, если деньги напечатаны, ими по-определению кто-то пользуется, иначе нет смысла. Так вот, в настоящий момент, они печатаются под американские и европейские обязательства, будь то валюта или бонды, а по замыслу Глазьева они будут печататься под Российские обязательства, вот и вся разница.
Также как и без полноценной социальной и политической системы, обеспечивающей сменяемость и ответственность элит.
То, что работает в одних условиях — не будет работать в других. Предложения Глазьева про проектное финансирование через эмиссию и жесткие валютные ограничения — это по сути предложение руками воров создать что-то ценное и раздать окружающим %)
Чем больше будет бабла проходить через административные каналы и через руки нынешних чиновников — тем быстрее всё это приведет к полному развалу.
Но так как его программа сулит для чиновников и приближенных именно дополнительные ресурсные потоки, то у него есть все шансы таки сместить нынешний блок экономистов (который похоже держат на заклание под следующие выборы президента).
В некотором смысле это может быть полезно для страны, ведь как известно лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Ну и для любителей истории и экономики советского типа — прекрасное интервью с водителем автобазы от 1987, примерно описывающий все прелести проектной экономики в стиле «главное — правильно отчитаться» %)
Кто хоть раз работал с государственным финансированием знает, что оно также работает и сейчас.