Приветствую всех участников смартлаба!
Решил поделиться своими мыслями относительно будущего нашей страны.
Жду Ваши комментарии.
(Данный проект разработан группой российских ученых, после нескольких наших совместных встреч с китайскими учеными, были организованы встречи с официальными лицами представителей верховной власти Китая (Китайские ученые содействовали организации встреч на самом высоком уровне власти). В ходе данных встреч китайская сторона выразила заинтересованность в данном проекте и готовность к совместным конструктивным действиям, готовность инвестировать практически 100% всего этого проекта! Сейчас решение о воплощении в реальность данного проекта зависит от Российской верховной власти. В данный момент группа наших ученых уже находится в Москве, и в скором времени мы узнаем о возможности реализации данного проекта. На региональном уровне данный проект тоже уже получил одобрение от руководителей областей и представителей крупного бизнеса!)
В России широкомасштабный кризис, экономика страны остановилась, в СМИ развернута широкая дискуссия о выборе Россией западного или восточного векторов развития. Удачное географическое месторасположение страны между главными экономическими центрами мира дает возможность развития во всех направлениях. Огромная территория с колоссальным транзитным потенциалом, который в отличие от полезных ископаемых является неисчерпаемым, и широкие возможности в развитии сельского хозяйства составляют два главных конкурентных преимущества нашей страны. Хотелось бы отметить еще одно наше преимущество, которое, несмотря на обычно неэффективную отечественную систему управления, позволяло России систематически догонять, а иногда и обгонять самые развитые страны – это опыт больших проектов (Транссиб, индустриализация 30х годов 20 века, создание ракетно-ядерного щита и т.д.). Успех в таких проектах во многом определялся особенностями российского менталитета. Правильная стратегия развития должна основываться на трезвом анализе ситуации и естественных мировых конкурентных преимуществах страны.
Таким глобальным проектом может стать строительство высокоскоростной грузовой железнодорожной магистрали Шанхай-Санкт-Петербург (через Алтай и Новосибирск). Общая длина магистрали составит 8800 км, граница между Россией и Китаем делит трассу практически пополам. Срок доставки контейнера с тихоокеанского побережья в порты Балтийского моря или обратно сокращается по сравнению с морским маршрутом с 45 до 3 суток. За это конкурентное преимущество перед США в борьбе за европейские рынки Китай готов платить и построить магистраль за собственный счет. От традиционного «Шелкового пути» через страны Центральной Азии трасса отличается высокой защищенностью, так как предполагается всего один пограничный переход, а политические риски практически отсутствуют. Ориентировочная стоимость российского участка составит 100-120 млрд. дол. С учетом мультипликативного эффекта можно говорить о прямых инвестициях в экономику России до 1 триллиона долларов, что компенсирует стране потери от санкций Запада, скорее всего эти санкции прекратит и через 1-2 года вернет российскую экономику на нормальные темпы роста в 3-4% годовых.
У современной России есть опыт больших проектов. Их инициатор Президент РФ В.В.Путин решал в соответствии со своим статусом задачи стратегического развития страны, однако, все эти проекты делались на бюджетные деньги. Данный большой проект принципиально другой: в основном иностранные инвестиции создают условия для экономического возрождения Росси. Российско-китайский мегапроект в процессе реализации способен сформировать такие институты развития, которые отвечают нашему менталитету, и создать условия для взрывного роста малого и среднего бизнеса.
Известно, что в настоящее время главными логистическими центрами России являются Москва и Санкт-Петербург. Через них выстраиваются основные транспортные, торговые и экономические связи страны не только с Европой, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а бизнес Сибири и ее жители вынуждены оплачивать дополнительные транспортные издержки. И если ведущее место Санкт-Петербурга на транспортно-логистической карте страны является естественным (крупнейший порт и главный промышленный центр), то долю Москвы необходимо существенно снизить. В этом в первую очередь заинтересована сама столица. Ее логистические функции должны быть рассредоточены по территории России, что приведет к существенному снижению транспортных издержек и выравниванию уровня развития регионов.
Крупнейший город на востоке страны Новосибирск находится всего в 800 км от границы с Китаем. Проблема заключается в том, что географическая близость есть, но транспортная доступность практически отсутствует. Именно юг Западной Сибири и ее центр Новосибирск – самое удобное место для формирования инновационных подходов в развитии российско-китайских отношений. Достаточно большое население региона, дифференцированная экономика и значительный интеллектуальный потенциал существенно минимизируют риски.
Мегапроекты – это один из главных алгоритмов развития нашей страны. Для России характерно скачкообразное развитие, которое отвечает национальному менталитету.
Тем не менее, учитывая существующее в нашем обществе определенное сопротивление тренду на Восток, предлагается разделить проект на две очереди. Первой очередью глобального трансконтинентального проекта может стать строительство самого технически сложного участка от Урумчи через Республику Алтай в Новосибирск. Уровень современных китайских инфраструктурных технологий позволяет не только успешно реализовать строительство магистрали, но и гарантировать бережное отношение к уникальной природе Республики Алтай и ее историческим памятникам. При этом целесообразно рассмотреть проект комплексного строительства транспортно-логистического коридора Урумчи-Новосибирск, включающего в себя также автомагистраль, газопровод, нефтепровод, ЛЭП и другие коммуникации. И не надо тратить деньги налогоплательщиков на то, что можно построить на средства инвесторов, задача государства – сделать эти проекты привлекательными для них.
Реализация российско-китайского мегапроекта позволит создать грузовую магистраль мирового уровня с принципиально другими технологиями обработки грузов, и только затем целесообразно будет приступить к модернизации Транссиба, БАМа и всей сети российских железных дорог.
Юридической основой проекта должен стать международный договор. Существующий в нашем законодательстве приоритет международных соглашений над национальными законами позволит более оперативно и эффективно решать многие вопросы. Собственно сам инфраструктурный проект целесообразно вывести за пределы национального законодательства. Надо понимать, что стране новая транспортная инфраструктура нужна в первую очередь не как налогооблагаемая база, а как необходимое условие развития всего народнохозяйственного комплекса. Земля под строительство может быть предоставлена по договору аренды на условиях аналогичных для ОАО «РЖД», а через 49 лет собственником инфраструктуры должна стать РФ.
Российско-китайский мегапроект – это не только современная инфраструктура, это необходимость разработки новых транспортных средств и технологий обработки грузов, что станет мощным стимулом для инновационных европейских фирм и шансом для российских и китайских инженеров и предпринимателей. ЕС межконтинентальная высокоскоростная магистраль нужна не меньше, чем России и Китаю, так как существенно повышает их конкурентоспособность по сравнению с США и Японией на рынках Юго-восточной Азии. С нашей точки зрения даже объявление о начале официальных переговоров о строительстве новой дороги вынудит Европу пересмотреть режим санкций.
Новая инфраструктура открывает для нашего сельского хозяйства (в первую очередь для юга Западной Сибири) самые перспективные в мире рынки зерновых и молочных продуктов Китая, что в свою очередь продвигает отечественное машиностроение и далее по цепочке. Таким образом, мегапроект является воплощением всех наших глобальных преимуществ в современных условиях.
Горный Алтай – одно из красивейших мест не только России, но и всего мира, пока доступен только туристам-экстремалам и высокопоставленным чиновникам. Отсутствие современной инфраструктуры привело к тому, что местное население живет в условиях средневековья. Предлагаемый к реализации транспортно-энергетический коридор займет всего 1-2% территории республики, но создаст необходимые условия для перехода в 21 век. Резко возросшая налоговая база региона и созданные строительные мощности станут основой для формирования уже местной современной инфраструктуры и последующего привлечения массовых частных инвестиций в создание туристического кластера мирового уровня. Таким образом, депрессивный регион становится источником развития всей Сибири.
Большинство экспертов согласно с тем, что центр мирового экономического развития перемещается в Азию. Формирование в Северной Азии нового транспортно-логистического тандема Урумчи-Новосибирск – это шаг в правильном направлении. Построенная инфраструктура создаст широкие возможности сотрудничества в рамках БРИКС. Технологические и финансовые возможности Китая позволяют в короткие сроки продлить транспортно-энергетическую инфраструктуру в сторону Индии. И тогда пока еще декларативный союз Китай-Россия-Индия получит экономический фундамент, на котором можно выстроить новые международные институты. Именно Большой Евразийский экономический Союз с участием Китая, Индии, России и ЕС может гарантировать устойчивое развитие нашей страны. Важнейшая функция нормального государства – умение ставить перед обществом большие и красивые цели, которые должны быть привлекательными для амбиционных предпринимателей, инженеров, ученых и создавать для них необходимые условия и возможности. Российско-китайский мегапроект – прекрасный шанс для национального экономического прорыва.
суток 15 может и уложатся.
а 3 было бы слишком заманчиво.