Подзаголовок книги Джозефа Леду (Joseph LeDoux) «Эмоциональный мозг» гласит: «таинственные основы эмоциональной жизни». LeDoux уверен, что во многом механизмы мозга, отвечающие за возникновение эмоций, все еще остаются загадочными. Ранее уже были описаны странные эмоциональные последствия, наступившие в результате механического повреждения мозга, или изменения настроения, спровоцированные различными наркотическими средствами и лекарственными препаратами, было выявлено большое количество анатомических причин таких изменений. Но не было единой теории, которая объединяет эти различные наблюдения.
Нейробиолог, профессор центра Невральных наук при Нью-Йоркском университете Joseph LeDoux изменил это. Его исследования связи между структурой мозга и эмоциями позволили придать этой области научную респектабельность. Психологи в течение многих лет размышляли о корреляции между мозгом и эмоциями. Экспериментальный подход LeDoux показывает, что эмоции могут возникать без когнитивных процессов в коре головного мозга.
В своём исследовании, LeDoux, используя множество нейробиологических методов, сосредотачивается на миндалине, небольшом участке, скрытом в височной области мозга. У человека миндалевидное тело имеет размер и форму миндаля (amygdalum на латыни миндаль). По свидетельству LeDoux, эта область мозга является сердцем системы эмоций. Она «в состоянии обработать эмоциональное значение отдельных стимулов, а также сложных ситуаций. Миндалина, в сущности, вовлечена в оценку эмоционального значения». Оценка, то есть сравнение события с целями и ресурсами человека, это процесс, который, по мнению исследователей, является ключом к пониманию того, как соответствующие эмоции рождаются в ответ на определенные виды событий.
LeDoux объясняет, как он пришел к своей идее эмоциональной важности миндалины, изучая реакции страха у животных. Когда животное напугано, оно выдаёт характерные поведенческие реакции, которые включают неподвижность (замораживание), повышенное кровяное давление, учащение пульса и выброс гормонов стресса в кровь. Выученный страх, это способность распознавать контекст угрожающей ситуации, произошедшей ранее. LeDoux приводит пример: кто-то подбегает к вам на улице и нападает. В следующий раз, когда вы видите бегущего в вашу сторону человека, вы, скорее всего, испытаете чувство страха, которое будет вызвано просто ожиданием повтора ситуации.
Объяснив, как работает защитная система, LeDoux рассматривает отношение страха к обучению. Он рассказывает о пациентке, которую наблюдал Швейцарский психолог Эдуард Клапарэд (Édouard Claparède) в начале прошлого века. В результате перенесенного повреждения головного мозга, она казалась неспособной сформировать новые воспоминания. Каждый раз, когда Claparède беседовал с ней, она знакомилась с доктором заново, будучи совершенно не в состоянии вспомнить предыдущую встречу с ним. При этом она протягивала руку для пожатия. У Claparède появилась идея: в следующий раз, он спрятал в руке гвоздь, когда он протянул пациентке руку для приветствия. Почувствовав резкую боль от укола, женщина мгновенно отдёрнула руку. При очередной встрече с врачом, пациентка снова его не узнала, но категорически отказалась пожать ему руку, хотя и не смогла объяснить почему.
Как пишет LeDoux, обычно, если мы напуганы, то мы чувствуем страх неявно и знаем явно, что вызвало его. Трюк Claparède с его пациенткой показал, что реакцию избегания страха можно получить без осознания. То есть мы можем чувствовать страх, но не знать почему. Это многое объясняет. Некоторые из самых распространенных психических заболеваний, связаны с беспокойством: генерализованные тревожные состояния, панические расстройства, социальные и другие фобии, импульсивно-компульсивные расстройства. У других расстройств, таких как депрессия и некоторые психозы, беспокойство присутствует в картине синдрома как компонент.
Страхи легко приобрести, однако после того, как они усваиваются мозгом, их или сложно, или совсем невозможно удалить. Все терапии, включая лекарственные, когнитивно-поведенческую, или методы понимания, такие как психоанализ, имеют аналогичные цели и, возможно, схожие эффекты. Они действуют, не удаляя полностью тревогу, а позволяют пациентам жить с ней, не ощущая себя инвалидом.
Вышедшая в свет незадолго до этой, книга Антонио Дамасио (Antonio Damasio) «Ошибка Декарта: Эмоции, причины и человеческий мозг», где он говорит о своей идее «соматических маркеров» эмоций (инстинктов), и их отношении к лобным долям, наделала много шума, как среди экспертов, так и среди простых читателей. Книга Damasio была хороша. Но книга LeDoux лучше. Она говорит о том, что эти телесные маркеры обычно обусловливаются реакцией страха, при посредничестве миндалевидного тела, полностью созвучна с тем, что психологи знают об эмоциях и обучении, является яркой и убедительной в описании центрального механизма эмоций, и непосредственно применима к пониманию тревожности, как наиболее распространенного компонента эмоциональных расстройств. Это действительно, очень хорошая книга.
Где взяли?