Великобритания готовится к выходу из состава ЕС – это факт. «Черный Лебедь» пришел неожиданно, и то, что сейчас мы наблюдаем затишье на рынках – это лишь обманный прием. По сути, основная реакция инвесторов – это Risk Off. Реакция же основных банковских регуляторов мира будет куда интереснее.
Процесс Brexit однозначно создает огромный риск для всей мировой экономики. И тут наступил момент, а что делать дальше? ФРС, как основной банковский регулятор мира, должен принять важное решение: продолжать ужесточение денежно-кредитной политики или нет? Вероятность увидеть следующее повышение процентной ставки на протяжении текущего 2016 года – крайне маловероятно. По сути, за последние полгода ФРС часто акцентировал внимание на вероятность увидеть внешние риски и негативные фундаментальные факторы, в том числе и от Brexit.
Как результат, опасения были неспроста. Джанет Йеллен получила серьезный сигнал «СТОП». Теперь, по сути, им не придется выдумывать истории об отсутствии роста темпов инфляции, найма рабочей силы и замедлении темпов роста ВВП Китая. У США есть огромная проблема – это её сильная реакция на разнообразные внешние факторы. Выход британцев из ЕС приведет, скорее всего, к необратимому явлению, суть которого заключается уже в дезинтеграции европейской политики. Та сила Евросоюза, которая была ранее, теперь выглядит уроком прошлого.
Американская экономика сильно зациклена на восприятии финансовых рысков. Так званный Risk Off приведет к повышенной волатильности на биржевом индексе S&P500. Это вызовет рост индекса страха (VIX) и снижение спроса на рисковые активы.
Мораль всего этого проста – ФРС теперь «голуби». Они, возможно, не перестанут говорить о повышении процентной ставки в этом году, но его не будет. Йеллен понимает, что ее неправильное решение по денежно-кредитной политике способно привести к полнейшему коллапсу на мировых финансовых площадках. Вероятность повышения процентной ставки в феврале 2017 года расценивается на уровне лишь 17,1%. Но, а согласно результатам июльского заседания, рынок оценивает 5-процентную вероятность снижения процентной ставки.
Одно интересно, а куда снижать дальше? 0,25% — это крайний уровень. Есть еще нулевая ставка, но вот отрицательные значения, как показывает опыт Банка Японии и ЕЦБ, к добру не приводит. Исходя из этого, можно сказать о том, что ФРС оказался в сложном положении. Но не тут-то было, вряд ли, Йеллен будет сильно огорчена тем, что в этом году повышения ставки не будет. Ей будет лишь проще, в следующий раз, подтвердить свои «голубиные» комментарии не просто словами о возможных рисках и так далее, но и тем, что они уже…существуют, и виной тому все Brexit.
Данная позиция Фед. Резерва вполне понятна и логична. Так поступят не только они, но и остальные банковские регуляторы, включая ЕЦБ, Банк Японии, КНБ и Банк Англии.
Дмитрий Лебедь
Как бы не повышения ставки, а очередного КУЯ в этом году не дождаться.