В головах многих людей есть такое понятие — вот государство, над ним власть. Оно рулит политикой, обороной, правопорядком. А есть экономисты министры — и они рулят экономикой и ответственны за все, что там происходит. Ну и далее вывод – либералы, окопавшиеся в правительстве, по недосмотру Президента, обрушили экономику России.
Если бы так все было просто.
Экономика это многопараметрическая система. Просто регулированием учетной ставки ничего сделать с ней нельзя.
Для нормального развития экономики нужны не столько толковые министры, хотя и они очень важны, а следующие созданные предпосылки:
а) действующий правовой фундамент, защищающий предпринимателя и его собственность;
б) система регулирования, стимулирующая открытие предприятий, а не занимающая постоянным доением существующих, под видом бесконечных проверок, штрафов вследствие чрезмерно зарегулированного законодательства;
в) должны быть местные органы власти, заинтересованные в развитии у себя производства;
г) должна быть продуманная долгосрочная система госмер по стимулированию и развитию ключевых для государства отраслей. И она должна быть не только продуманной, но и исполняемой и ресурсы для нее должны быть;
д) должны быть выходы на внешние рынки сбыта производимой продукции. Потому что мы сильно зависимы от импорта. Не только потребительского, который сейчас активно пытаемся импортозаместить, а от всего, включая станки, машины, материалы, технологии, запасные части, комплектующие, семена, племенной скот. Для того чтобы не быть сырьевым придатком (банановой республикой) необходимо встраивание в международное производство и торговлю, причем надо продавать там товары с высокой долей добавленной стоимости, полуфабрикаты глубокой степени переработки. Для этого нужны хорошие и стабильные международные отношения, минимизирующие всяческие эмбарго и заградительные пошлины и акты ограничивающие ввоз наших товаров.
Для реализации этих пунктов должны работать другие еще более фундаментальные условия, без которых невозможна реализация этих.
Например, для исполнения пунктов А и Б должно быть действующее разделение власти. Чтобы суд не был формальностью, просто штампующей решения в угоду исполнительной власти. Чтобы силовые ведомства работали строго в правовом поле, а не занимались рейдерством (отжимая предприятия в обмен на жизнь и свободу предпринимателя) и шпионажем за политическими соперниками. Чтобы законы, разрабатываемые в Госдуме разрабатывались грамотными и ответственными людьми для блага государства, а не просто принимали законы, передаваемые из Кремля.
Чтобы выполнялся пункт В необходима не вертикаль власти, а горизонталь. То есть независимость местных властей от расположения Москвы, а зависимость от расположения своих избирателей. Чтобы не было как в старом анекдоте – Провели битву за урожай. Урожай потеряли, но битву выиграли. Сейчас чиновник четко понимает, что его судьба зависит от того как хорошо он умеет исполнять директивы сверху. Не важно соответствуют они законодательству и каковы их последствия для региона. Выполни или уйди. Касается это ли хозяйственной деятельности, местного законодательства или же проведения выборов все равно.
Чтобы выполнялся пункт Г нужны
— уже описанные выше действующие государственная и местные думы, производящие законы, и разработанные в соответствующих органах подзаконные акты.
Но еще должны быть
— ресурсы необходимые для исполнения этих самых стимулирующих мер. А откуда их взять, если волюнтаризм (самодурство) Кремля и воровство (повсеместное) истощают казну в рекордные сроки. ВВП, скучая или из соображений честолюбия направляет колоссальные средства не на действительно необходимые проекты и цели, а на пиар, увековечение себя любимого, укрепление и поддержание своего авторитета, на продвижение в список Forbes своих друзей и приятелей. Еще Ильф и Петров описали тип некомпетентного начальника попавшего на теплое место, который вместо выполнения порученных ему дел, сразу разворачивает бурную деятельность, чтобы остаться на этом месте как можно дольше. Он плетет интриги, с кем то воюет, под кого то подлещивается, не занимаясь прямым делом, по причине полной непригодности к нему. Таковы множество проектов больших и малых, начатых, брошенных, или доведенных до конца неимоверными усилиями и потом оказавшихся ненужными и быстро ветшающих. Список большой. Можете сами его заполнить или посмотреть в интернете.
— нужны талантливые управленцы, претворяющие обдуманные, взвешенные государственные планы в жизнь. Для того, чтобы подобные кадры у нас продвигались, необходим их отбор согласно их деловым качествам, а не степени их лояльности центру и готовности на исполнение его директив, не взирая ни на какие то там законы России. Армейское правило «командир всегда прав» должно быть выброшено из употребления. «Жизнь Родине, а честь – никому!»
Чтобы выполнялся пункт В нужны
— те самые талантливые управленцы о которых говорил выше в системе МИДа;
— отказ от волюнтаризма (самодурства) и популизма Кремля;
— ограничение силовых ведомств и подчинение их закону, а не патрону, чтобы не ездили по Лондонам и не травили бы народ всякой радиоактивной гадостью…;
— разработка вменяемой политической линии, подразумевающей исполнение взятых на себя обязательств и военное невмешательство в дела других государств;
— признание уже сделанных ошибок и попытка их исправить (вот на это я пойтить не могу! © Кремль)
А теперь скажите возможно ли выполнить эти условия министрам экономического блока? Будь то Кудрин, Глазьев, Хазин, Набиуллина, Улюкаев и прочая?
Без исполнения этих решений любой министр будет всего лишь спасательной командой затыкающей изолентой очередную пробоину в днище корабля, пока нетрезвый капитан на верху тренируется в прохождении рифов.