Отец фундаментального анализа, учитель Уоррена Баффета и просто финансовый гуру Бенджамин Грэхем в своей книге «Разумный инвестор» писал:
«Единственная стратегия инвестирования, которая может обеспечить вам относительную безопасность вложений наряду с доходностью, превышающей доходность рынка, основана на оценке реальной стоимости акций компании.»
Разберем же детальнее стратегию Грэхема и идею всего фундаментального анализа.
Наша задача как инвестора, найти неправильно оцененные (=недооцененные) компании, реальная стоимость которых выгодно отличается от их рыночной стоимости (рыночной капитализации. Именно такие недооцененные компании имеют фундаментальные, обоснованные и лучшие перспективы роста, и кроме того, что не менее важно, данные компании подвержены меньшему риску в периоды кризиса.
Итак, с общей идеей мы разобрались, осталось понять, каким образом нам, во-первых, оценить реальную стоимость компаний, во-вторых определить недооценненность, либо переоценнность компании, ну и в-третьих выбрать конкретные компании среди их большого множества.
Пойдем по порядку:
Чтобы оценить реальную стоимость компании, необходимо ознакомиться с его бухгалтерской отчетность, которую публичные компании обязаны публиковать ежеквартально.
Далее, чтобы понять, является ли компания переоцененной, либо недооцененной, нужно сопоставить данные бухгалтерской отчетности компании с ее рыночной стоимостью.
Ну и наконец, чтобы суметь выбрать одну или некоторые компаний из целого множества, необходимо привести измерения по всем компаниям к каким-то единым критериям, чтобы по ним легко можно было сравнивать показатели компаний и, следовательно, выбирать лучшие акции. Именно для этих целей и были придуманы мультипликаторы.
Итак, мультипликаторы, применительно к финансам компаний – это оценочные показатели стоимости компаний, позволяющие выявить как недооцененные, так и переоцененные компании.
Мультипликаторов очень много, но это не значит, что нужно знать их все, чтобы принять правильное решение. Достаточно знать основные значения, рассмотрим их:
P/E(PricetoEarnings) – отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акции (рыночной капитализации к годовой чистой прибыли)
Коэффициент цена/прибыль является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании (<= 5), больши́е — о переоценённости (>5).
P/S (PricetoSales) – отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию
Коэффициент цена / выручка является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. В качестве предпосылки допускается однородная отрасль, где разумные инвесторы ожидают, что выручка последовательно создает соответствующие объёмы прибыли или денежного потока. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании, больши́е — о переоценённости. Существенным преимуществом P/R (он же P/S) является то, что он не принимает отрицательных значений, как коэффициентP/E, а также более устойчив к субъективным факторам и злоупотреблениям менеджмента компаний.
P/B (PricetoBook) – отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию
Коэффициент P/B обычно используется для сравнения банков, по причине того, что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/B коэффициент не предоставляет никакой информации о способности компании приносить прибыль акционерам, однако этот коэффициент даёт инвестору представление о том, не переплачивает ли он за то, что останется от компании в случае её немедленного банкротства.
P/B < 1 (на 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании)
P/B > 1 (на 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании)
EV (Enterprisevalue) – «справедливая», или рыночная оценка компании. Определяется как рыночная капитализация + краткосрочный долг + долгосрочный долг – наличные и эквивалент.
EBITDA– прибыль до выплаты процентов, налогов, не денежных расходов и амортизации.
EV/EBITDA – применяется для сопоставления компаний, работающих в разных системах учета и налогообложения. Показывает, как рынок оценивает единицу прибыли компании.
Долг/EBITDA– отношение общего долга компании (краткосрочный + долгосрочный) к показателю EBITDA
EPS (EarningsperShare) – чистая прибыль на одну обыкновенную акцию.
ROE (ReturnoncommonEquity) – доходность акционерного капитала в процентах годовых. Отношение чистой прибыли за год в величине капитала, принадлежащего владельцам обыкновенных акций.
Что еще стоит знать о мультипликаторах так это то, что их следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, т.к. в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности, либо других свойств, в разных отраслях, из-за специфики, показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.
Читайте часть 2 и часть 3 на сайте investprogram.ru
на нашем рынке это не работает… у нас балом правит сентимент…