Правительство России будет больше озабочено изменениями в администрировании, чтобы обеспечить наполнение бюджета и удовлетворить денежные аппетиты групп влияния. При этом никакие меры, условно называемые «реформами», не могут решить задачу немедленного балансирования бюджета. Напротив, реформы скорее приведут к росту потребности в средствах, временным дисбалансам в экономике и углублению кризиса на горизонте 3–5 лет.
Сегодняшняя российская власть, которая своей миссией считает самосохранение на фоне стабильности общества, просто не может себе позволить таких экспериментов. Реальное доверие к власти в России очень невысоко (менее 29% населения заявляют, что верят тому, что говорят высшие чиновники), в стране набирают силу левые настроения (ограничение внешней торговли и рыночных механизмов, масштабная эмиссия, национализация; государственные инвестиции в инфраструктуру все активнее продвигаются в качестве идей и находят поддержку в обществе). В этих условиях у власти нет мандата на реформы и удержание статус-кво является единственной возможностью.
Ожидаемые административные меры с точки зрения экономической теории будут направлены на увеличение доходов бюджета без изменения самой экономики или взаимоотношений в обществе и могут быть нескольких типов.
Первое – это расширение количества налогов и сборов. С учетом депрессии в экономике власть не может пойти на кардинальный рост налоговой нагрузки, особенно на отрасли, чувствительные к ней. Поэтому рост налоговой нагрузки будет происходить либо в области «бюджетного круговорота» (будут расти налоги на бюджетные организации, в том числе на фонд зарплаты и имущество, чтобы при видимости сохранения и даже увеличения финансирования возвращать в бюджет большую долю выплат); либо в области неизбегаемой базы (рост коммунальных платежей и введение их новых типов, реквизиция поступлений специализированных платежей в централизованные фонды, введение налогов на доходы от депозитов и от курсовых разниц, налога на обмен валюты и т.д.); либо в области чрезвычайно широкой базы с тем, чтобы очень малое увеличение дало существенные прибавки к поступлениям (налог на имущество, сборы за проезд и парковки, акцизы на широко потребляемые импортные и отечественные товары, введение/увеличение сборов за детский сад, школу). Предпочтение будет отдаваться методам, которые позволят ставить между бюджетом и плательщиками агентов, получающих свою комиссию, которая будет доходить до 100% сборов.
Второе – расширение налоговой базы. Будет сокращаться количество льгот, по существующим льготам будет даваться указание на неприменение, суды будут поддерживать налоговые органы.
Третье направление – дискриминация. В отношении меньшинства населения, непосредственно не влияющего на стабильность системы, могут быть приняты дискриминационные законы, обеспечивающие пополнение бюджета. В частности, могут быть приняты экспоненциальные ставки налогов на недвижимость, автомобили, предметы искусства (с соответствующими формальными способами их избежать для близких к власти представителей групп влияния). Могут быть введены существенные сборы за наличие заграничного паспорта, ограничены по размерам и обложены налогом расходы за границей (это легко сделать через запрет на вывоз наличных и контроль движений по картам с взиманием налога с банка, проводящего списание). Или введена очень высокая ставка подоходного налога для сумм, зарабатываемых верхними 3–5% населения. Проживание в центре города, проживание в отдельном доме, наличие автономных коммунальных систем могут быть обложены постоянными налогами; приобретение hi-end оборудования, украшений, дорогих предметов одежды – разовыми.
Четвертое – это сокращение базы бюджетополучателей. Мы неминуемо придем к повышению пенсионного возраста. Расходы на образование и здравоохранение будут недофинансироваться и уходить в непрозрачных направлениях. Всем производителям закупаемых бюджетом товаров и услуг будут даны жесткие указания сократить стоимость поставляемых товаров, в том числе за счет качества. Проверки качества будут окончательно формализованы.
В неочевидных для широкой публики областях будет сокращаться перечень финансируемых позиций и объемы – в первую очередь пострадают, например, квоты на медицинские манипуляции, объемы и качество лекарств, поставляемых в больницы; сократится финансирование побочных и не связанных с интересами групп влияния социальных институтов – например, музыкальных школ или учреждений внешкольного образования. Подобные институты будут частично переходить на платную основу, частично передаваться желающим распространить свое влияние и лояльным власти организациям, в частности РПЦ.
Элитам тех регионов, чья лояльность сегодня покупается щедрым финансированием из центра, будет предложено существенно урезать аппетиты. В случае несогласия всегда будет можно применить жесткие силовые меры, а если они будут неудачны, затратны или приведут к большим жертвам, можно будет свалить экономические проблемы на эту ситуацию и использовать ее для отвлечения общества от проблем с экономикой.
Пятое – реквизиции. Вполне возможны реквизиционные действия в отношении вкладов в банках (их только у населения на сегодня более $250 млрд) – в число таких действий входит и массовое банкротство банков с передачей государству активов, и принудительный обмен валютных вкладов на рубли по низкому курсу, и принудительный обмен рублевых вкладов на долгосрочные обязательства государства и акции самих банков (особенно государственных). Также реквизировать могут капитал за границей – например, ввести полный запрет на собственность за рубежом для резидентов России с требованием ввода в Россию и последующим обменом валюты. Или бизнесы – частично для увеличения доходов бюджета, частично – в пользу крупных (и мелких местных) агентов групп влияния, для удовлетворения их аппетитов, в качестве замены прямым поступлениям из бюджета. Возможно, в какой-то момент заработает судебная конфискация имущества – государство будет «по закону» проводить конфискацию у ставших неугодными или просто более слабых владельцев активов и продавать это имущество за очень небольшие деньги сильным и лояльным агентам влияния – бюджет будет получать прибыль, и расходы на поддержание лояльности можно будет снизить.
Наконец, шестое – это экономическое обусловливание. Множество публичных услуг, сегодня предоставляемых государством бесплатно или за символическую плату, может быть использовано государством для сокращения своих расходов, в частности – на оплату труда. Обязательная отработка в госсекторе для студентов в течение нескольких лет после окончания вуза на заниженной зарплате может стать условием бесплатного обучения. Обязательная служба в армии или на альтернативной хозяйственной службе (в условиях оттока мигрантов обязательная 3–4-летняя хозяйственная служба в том числе для девушек с выполнением неквалифицированных работ может стать важным экономическим нововведением) вне зависимости от поступления в вуз может стать условием бесплатного обучения в школе.
Объявленная приватизация вряд ли может быть включена в перечень мер, которые правительство принимает с целью улучшить ситуацию и пополнить бюджет. Стоимость активов в России сегодня так низка, а желающих их покупать так мало, что в лучшем случае приватизация обернется реквизицией капитала у неугодных олигархов (но этого капитала слишком мало для решения проблем), перераспределением наличности (например, от «Сургутнефтегаза» – «Роснефти») или стерилизацией вкладов в банках и средств в негосударственных пенсионных фондах (если банкам, особенно государственным, будет разрешено вносить приватизируемые предприятия в свой капитал по цене, сильно выше цены сделки).
Однако все эти меры в силу реактивности экономики будут приводить к дальнейшему сокращению возможностей для получения доходов бюджетом и/или носят невоспроизводимый, разовый характер. В течение 3–4 лет их потенциал также будет исчерпан, а давление слева будет только усиливаться. Можно ожидать, что по мере того, как левые партии – КПРФ, ЛДПР и готовая примкнуть к ним в случае роста их влияния «Справедливая Россия» будут понимать, что власть теряет поддержку, а они являются единственными силами, которые могут ее получить, они будут увеличивать свою независимость от власти и давить на нее, требуя популистских (а на самом деле – коммерчески выгодных лидерам этих партий и широкому кругу «бенефициаров левого курса») шагов, шантажируя власть отказом в поддержке и началом независимой игры.
Власть будет вынуждена идти на все большие компромиссы, увеличивая объем регулирования цен и бизнеса, наращивая необеспеченную эмиссию, закрывая внутренний рынок, производя де-факто национализацию целых отраслей промышленности и конфискацию сбережений и собственности, дальнейшее ограничение трансграничных операций. Россия втянется в многолетний период так называемой перонистской экономической политики. По опыту других стран, такие периоды могут длиться более десяти лет, а их последствия (в том числе социальные) прослеживаются на протяжении многих десятилетий
это как сказка про дешевый рубль влияющий
благоприятно на нашу экономику...
очередная сказка про повышение налогов...
уже гиперок запустили...
на ночном совещании тогда уже всё порешали…
Добавьте, что паспорта отберут и запретят место жительство менять. Можно еще придумать, что жениться можно будет только после разрешения РПЦ.
Что то мне не верится в нее. Откуда исследование то они брали? В колхозах поддержка режима вообще под 100%
1 у нас голосующее большинство никчемные пенсионеры и паразиты- бюджетники… какую страну могут построить эти паразиты общества??? страну воров-паразитов — то что сейчас и наблюдаем… имхо надо вводить имущественный ценз...
2 это получилось из-за того, что мы пропустили ряд важных этапов формировании демократии и дем общества… изначально если рассматривать все демократии был ценз… потом надобность в цензе отпала… а в россии ценз как раз нужно вводить именно для становления демократии...
3 я считаю, и глубоко убежден что для россии все кончено… скорее всего будет подъем национализма, небольшие гражданские войны на окраинах и военный переворот… и только после военного переворота возможны хоть какие то позитивные перемены
Какой тогда мог быть ценз если все нищие были, кроме пару десятков приближенных к Ельцину? Или Вы за то, что бы власть выбирали олигархи? Чудесная демократия, ничего не скажешь.
1 согласен… ценз нужен, но не ввести никак… про это и пишу… что этап пропущен...
2 единственный вариант — это дать право голоса только тем кто платит налоги… или пропорционально уплоченным налогам
общество богатсво и достатко также сгниет так же как и общество страха и нищеты, может даже быстрее, здесь трудно с Задорновым не согласиться, " богатый это то в ком бога (знаний, умений, опыта...) много, а не тот у которого много денег, тот у кого много денег тот коллекционер"=)
Черчилль вроде сказал, что демократия говно, но мир пока не придумал ничего лучше.
вы русский? о никчемных пенсионерах, которым нельзя голосовать только на цензоре читал))
Мовчан, Демура, Жуковский, Илларионов...
Кто год пророчит беду, кто десять лет. Если каждую неделю предсказывать катастрофу, можно каждые 5 лет оказаться правым.
Как только наберут, будут объявлены запрещенными в РФ и начнут мочиться во всех сортирах…
Там были деятели типа Чубайса, которых почему то окрестили либералами. Хотя они по своему нутру являются приверженцами административно-командной системы.
Это не либералы, либералы создают равные условия для всех-конкуренцию. А эти псевдолибералы, под прикрытием экономических эксприментов помогли поделить страну на зоны влияния олигархических кланов. В итоге у власти Питерский клан Собчака.
Хоть на православной России, хоть в радикальном Иране, хоть либеральной Европе.
Можно отрезать помпоны с шапочек хоть тысячами, но это не изменит статистику.
Но есть еще несколько аспектов которые автор не учел.
1. Репатриация капитала может идти не только через механизмы предлагаемые властью.
2. Санкции наложены не на государство, а на отдельных лиц и сферы их влияния. Так уж получилось, что в сфере их влияния находиться государство.
Инвесторы, иностранные и убывшие русские, готовы инвестировать в РФ минуя предлагаемые «ребятами» схемы. Система, уже знаю по опыту, активно сопротивляется притоку «чужих» денег, даже на очень выгодных условиях.
Для «наших жизненно важно остаться на контроле денежных потоков, которые сопоставимы по объему с нефтяными, но более выгодны по условиям. Отсюда и вся „нелогичность“ для непосвященных принимаемых решений.
С уважением, V.
К слову денег в бюджете достаточно, недавно общался челом одним из подрядчиков в Минобороне — в не самом существенном здании светильники недавно ставили, дизайнерские, 40000 рублей за штучку (40 тысяч, Карл!), и отнюдь не в генеральских кабинетах, а в банальных коридорах. Что у генералов там за светильники, можно только догадываться. Мониторы для систем видеонаблюдения там сплошь американские Dell, с ценой от 100 тысяч за штучку, словно сцуко охранники помимо своих прямых обязанностей ещё и фотографии в Photoshop рихтуют (который я не сомневаюсь, тоже могли закупить по завышенным ценам на каждый офисный компьютер). Денег получается в бюджете вполне достаточно, урезать расходы можно ещё несколько лет. И каждая умная крыса в вертикали понимает, что наименее болезненно и наименее рискованно для сохранения системы в целом, урезать именно аппетиты других крыс. Потому что остальная кормовая база уже давно на пределе выживания находиться, её доить в игре с нулевой суммой ни одного лишнего рубля в бюджет не добавит. По аналогии, на тонущем из-за пробоин судне, не очень много смысла отнимать весла у последних оставшихся в живых гребцов, чтобы продать и оплатить ужин пассажиров. Единственный возможный выход это затыкание пробоин, чтобы хоть в каком-то виде доплыть до берега. Если к такому пониманию не придут все ответственные крысы, система неизбежно развалиться в обозримые сроки.
www.rbc.ru/economics/28/03/2016/56f934959a794787d26cef8c?from=main
Я думаю еще сутенеров и торговцев оружием.
это карманные собачки причем беззубые, в таких ситуациях как вы описали приходят волки, типа большевиков, эссеров, кто у нас там сейчас на этой роли?