Артем Ковтун
Артем Ковтун личный блог
25 марта 2016, 11:38

World of BIG ships

Так или иначе, все уже видели заглавия про постройку всё больших кораблей. Круизные лайнеры, сухогрузы, нефтяные танкеры, контейнеровозы, глубже порты, шире каналы. На фото ниже — новый самый крупный Титаник. Большой да, но все же слабо понятно -
какие масштабы переоборудования торгового флота, какие процессы там происходят и индикатором чего являются.  

World of BIG ships

Посмотрим на несколько таблиц и картинок по контейнеровозам. 

World of BIG ships

Сначала глянем долю контейнерных перевозок в морской торговле. Ведь, в конечном итоге оборот контейнеров это лишь индикатор всей деловой активности, насколько он значим? Ниже структура морской торговли в 2014, по убыванию: нефть, контейнеры, не главные насыпные грузы, железная руда, уголь, прочие насыпные грузы, нефтепродукты, газ и химия, зерновые. Доля контейнеров достаточно большая, что бы ее динамика отражала деловую активность и мира, и отдельных регионов. Кроме объема, это еще и уникальный груз — для конечного потребления населением, это само по себе индикатор деловой активности и региона потребления, и региона производства. 

World of BIG ships

Оборот контейнеров в мире растет, замедлившись лишь в 2015 году по отдельным регионам (Азия-Европа), но по другим прирастая и дальше (внутри Юго-Восточной Азии, и транс-Пасифик). Стагнации или обвала мировой экономики по прежнему не видно. 

Контейнеры
World of BIG ships
В разрезе грузов: контейнеры, прочие насыпные грузы, топ-5 сухих грузов, нефть (доля газа очень маленькая)
World of BIG ships

Это были вводные, что оборот не снизился. Посмотрим картинку ниже. На гистограмме изображено количество кораблей 8-12 000 TEU (тысяч стандартных контейнеров вместимостью) на разных маршрутах. Как видим, Азия-Европа довольно резко просела по количеству кораблей, Транспасифик замедлил рост, Север-Юг тоже замедлил, голубеньким показаны Non-ML, не главные линии, местные маршруты на пути между Азией и Европой. Всего кораблей 8-12 000 TEU в мире 539 штук, или 25% всего флота. Какая же причина такого обвала на шелковом пути с 230 до 100 кораблей?! 
World of BIG ships
Одна из причин, наверно, это оптимизация логистики. Видел краем глаза статьи, где шла речь об оптимизации торгового потока и развитии центров перевалки и концентрации грузов (Сингапур). Возможно, корабли сняли с длинного маршрута и поставили бегать на коротких отрезках, в этом есть доля эффективности, проверено в Anno 2070 :). Но погрузка-разгрузка стоит денег и все же главной стратегией компаний-перевозчиков вроде есть: 1] укрупнение самих компаний, и управление грузами внутри своей компании, оптимизируя их поток (за последнее время на рынке сразу парочка мега слияний); 2] укрупнение кораблей (экономия стоимости перевозки 20-30% между каждым типоразмером кораблей; из Китая везут сразу в Гамбург огромным кораблем, а оттуда развозят дальше). Об укрупнении пишут и отраслевые газеты и уже даже обзоры ООН. Так много это значит для экономики мира, и для перемен в ней.

Вероятно, снижение количества кораблей 8-12 000 TEU в два раза на маршруте Европа-Азия достигнуто за счет ввода новых кораблей свыше 12 000 TEU! А ведь 8-12 000-ые это уже гиганты. Если тренд продлится, то возить грузы будут 1-2-3 компании между 2-3-4 крупнейшими глубоководнейшими портами, более мелкая логистика останется почти не у дел. Посмотрим на динамику этого процесса? 

World of BIG ships

World of BIG ships

World of BIG ships

18 000 TEU это на минуточку в 2 раза больше чем 8 000, совсем недавно считавшийся крупным размером контейнеровоза. Совсем немного увеличили ширину и длину, даже не увеличивали количество рядов контейнеров вверх (на картинке выше — справа схемы). И есть еще резервы. Осадка кораблей ограничена 20-22 метра: глубиной Суэцкого канала. Сухогрузы давно уперлись в этот потолок. У контейнеровозов осадка еще 16 метров у самых крупных Triple-E, им есть куда расти. Кроме того, ограничение по осадке тоже пробуют решать. Из-за дешевого топлива и пробок в Суэцком канале все более популярен путь вокруг Африки, в Никарагуа вроде в 2016 году таки начнут рыть (обещали с 2015) новый канал через перешеек Америк. И глубина осадки может стать еще более доступной. Как такие метаморфозы изменят логистическую карту мира. От богатства или упадка порта зависит богатство или упадок целых регионов, а то и стран. Куда же уже больше? 

World of BIG ships

World of BIG ships

Источники: 
http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2015_en.pdf
http://www.marinelink.com/news/deployment-locations407076.aspx
1 Комментарий
  • Гном
    25 марта 2016, 15:25
    Большие лодки… интересно. спасибо

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн