Для нашей страны и топливно-энергетического комплекса 2015 год стал годом больших испытаний. Еще в начале 2015 года представлялось, что дальнейшая динамика цен нефти после обвального падения второй половины 2014 года будет чем-то напоминать поведение в кризисном 2008 году, когда цены после падения быстро восстановили свои значения. Но в текущем году оптимистичному развитию событий помешало сразу несколько обстоятельств.
Главным из них стал кризис потребления, торможение роста спроса. Стагнация потребления энергоносителей в развитых странах была дополнена резким снижением темпов роста потребления энергоносителей в Китае. Особенно впечатляющим стал пик потребления угля Поднебесной. Слабым оказался рост потребления газа. Торможение роста спроса на энергоносители ощущалось и по всему миру. Для нас пока наиболее драматичным и зримым является снижение цен на нефть. Но строительство и ожидаемый массовый ввод проектов по получению СПГ еще грозит дальнейшими неприятностями производителям природного газа и может «порадовать» дальнейшим снижением цен на газ.
Второй большой неожиданностью года стала высокая устойчивость к работе в условиях низких цен компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти в США. Добыча из сланцев в 2015 году тем самым продемонстрировала возросшую эффективность, а сланцевая отрасль вызывающую удивление адаптивность в условиях работы при низких ценах. Даже несмотря на сильное снижение буровой активности к концу 2015 года США подходят к завершению года примерно с тем же темпом добычи нефти (около 9,2 mb/d), с каким они начинали этот год.
Большим разочарованием для производителей нефти стала неспособность ОПЕК выступить в роли регулирующей организации. Более того, на последнем заседании ОПЕК не стала устанавливать квоты на добычу. В результате рынок отдан на откуп «невидимой руке», которая пока не может остановить падение цен на нефть. Трехкратное падение цены за полтора года вызывает резонный вопрос: может быть тоже замаскированные, но мощные геополитические силы парализовали «невидимую руку рынка»? Между тем апологеты рыночной стихии уже заждались ее действенного включения!
В средине 2015 года завершились непростые переговоры по иранской ядерной программе, и теперь мир с опаской готовится к увеличению поставок нефти из Ирана. Вместе с ожиданиями роста добычи нефти в Ираке это повышает неопределенность и создает повышенное давление на нефтяные цены.
Под занавес года достаточно удивительным стало снятие ограничений на экспорт нефти из США, что привело к резкому изменению спредов между ценами американской нефти и нефтей других сортов. Это немного снизит давление на сланцевую нефть и позволит ей немного дольше продержаться в условиях снизившихся цен. А ведь еще в начале 2015 года такой вариант развития событий оценивали как маловероятный.
У нас на фоне ценовых катаклизмов по нефти и газу развивались непростые взаимоотношения с Китаем, Украиной, Турцией и Евросоюзом по поводу поставок энергоносителей. В 2015 году мелькали как в калейдоскопе остающиеся виртуальными проекты строительства шунтирующих Украину газопроводов (Южный поток, Турецкий поток, Северный поток-2). И здесь любителям сериалов оставлены хорошие зацепки для интригующего сюжета следующей 2016-й серии.
Отрадным моментом стало то, что на фоне резкой девальвации рубля ценам на бензин удалось сохранить солидную неторопливость и изменение с темпом меньшим, чем инфляция. Возможно, это есть одно из самых крупных достижений ценовой политики в стране.
Данный текст в немного сокращенном виде был опубликован на сайте Центра Энергетической Экспертизы www.energy-experts.ru/comments18476.html
Какое количество танкеров свободно?
2. «Второй большой неожиданностью года стала высокая устойчивость к работе в условиях низких цен компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти в США.» — а что тут неожиданного. Сектор сланцевой добычи не единственный, которой пользуется скрытой господдержкой в США (это не считая безлимитного кредитного ресурса). Без этой поддержки в 2008 году экономика США легла целыми секторами и отраслями. Любой здравомыслящий экономист понимает, что без постоянной поддержки печатного станка США являются убыточным хозяйствующим субъектом. Любая страна у которой нет мировой резервной валюты давно объявила бы дефолт на месте США. Имея неограниченный финансовый ресурс (каким располагает США) можно и добычу нефти из облаков сделать рентабельной )))) У США была задача решить вопрос энергобезопасности… Они его последовательно решают… вопрос рентабельности в данном случае для основного источника капитала в мире вообще не стоит. Буровые выросли, упали… это все только для биржевого казино.
А призрак гипер-инфляции мерещился половине мировых экономистов еще когда Бернанке запускал первое КУЕ, которое было более чем необходимо. Что же, ученая степень не гарантия от глупости. Но факт такой, что никаких инфляционных рисков в экономике США не было тогда, как нет их и сейчас.