Вчера рубль заметно укрепился и на некоторое время был ниже 65/долл. Это рекорд за месяц — с 17 августа (если исключить колебания на рубеже августа/сентября, когда курс достигал 64 руб/долл.). Ближайший контракт на брент вчера превышал отметку в 50 долл./барр. и сейчас торгуется порядка на 10 центов ниже нее. Причиной роста нефти в мире стала публикация еженедельного отчета АЭИ (Администрации энергетической информации) США из которого следовало, что уровень коммерческих запасов на прошлой неделе упал на 2.1 млн. барр., притом что предыдущие две недели показатель рос. Но все равно, уровень избыточных запасов высок. Из графика ниже видно, что только для сырой коммерческой нефти США это 103 млн. барр. избыточных запасов. Для стран ОЭСР запасы нефти и нефтепродуктов по итогам 2015 и 2016 г. ожидаются на уровне 3 и 3.1 трлн. барр., тогда как в 2011-2013 гг. они были порядка 2.6 трлн. барр.
Тем не менее, ничего особого не происходит — это все колебания в рамках прежних тенденций. Для иллюстрации этой идеи повторяем график диаграммы рассеяния рубля и нефти для последних месяцев. Курс находится почти на линии корреляционной зависимости.
По нашим предположениям, цены на нефть пока будут оставаться на уровнях около 50 долл./барр. или чуть ниже, а рубль в диапазоне 60-70 руб./долл. Можно ожидать небольшое восстановление цен на нефть — до 60 долл./барр. Это может случится скоро, если ОПЕК проявит большую волю к координации усилий. Но более вероятно, что цены будут расти медленно по мере снижения мировой добычи в результате сокращения инвестиций.
Укрепление рубля происходит вместе с укреплением валют к доллару развивающихся стран от недавно достигнутых максимумов (см небольшой загиб на графике выше). Но этот движение пока слишком слабое и выглядит как конъюнктурное, нежели начало нового тренда.
S&P 500 вчера поднялся +0.9% и показал максимумы за последние 4 недели и с времени обвала (прошедшего 19-24 августа). Складываются условия для того, чтобы американские акции вновь двинулись к историческим максимумам. Пока так и не случился обвал американского рынка, которым так давно и так часто пугали. Сегодня Комитет по открытым рынкам ФРС опубликует решение по ставкам (21:00 МСК), которое будет сопровождаться публикацией экономических прогнозов ФРС и пресс-конференцией Джаннет Йеллен (21:30). Интрига в том, когда и как США начнут повышать ставку. Финансовый рынок США и мира не видел повышения ставки ФРС уже почти 10 лет (с июня 2006) — это очень большой срок. Есть два вида беспокойства.
1) Ряд наблюдателей считают, что повышение будет ошибкой. Они считают, что экономика США недостаточно окрепла, не встала на путь уверенного роста и поэтому не готова к повышению ставок. Об этом, в частности, говорит низкая инфляция. Так вчера в США вышел августовский CPI. Базовый показатель составил всего 0.2% YoY, на что, очевидно, влияет цена на нефть. Но инфляция без учета энергоносителей и продуктов питания CPI Ex Food and Energy YoY находится на 1.8%. Последний показатель можно считать ориентиром ФРС, он остается ниже целевых 2% на протяжении последних трех лет.
То, как члены ФРС видели будущее ставки в июне, отражено на следующем знаменитом “dot plot”. Каждая точка отражает мнение одного из управляющих, сегодня выйдет обновленный подобный же график.
Некоторые наблюдатели считают, что если ФРС сейчас и начнет поднимать ставку, то через год придется снижать ее обратно, чуть ли не запускать 4-ю волну QE. Эту точку зрения подтверждают низкие доходности “длинного конца”, так, 10-ти летние казначейские бумаги вчера были на 2.29% годовых, что намного ниже нейтрального уровня ставки в 3,5-4%, которые ставит в своих прогнозах ФРС.
2) Есть довольно много наблюдателей, считающих, что повышение ставки ФРС ударит по финансовым рынкам. В частности, для повышения ФРС нужно изъять большой объем избыточных резервов (которые сейчас составляют около 2.6 трлн. долл.). Это будет делаться через обратное РЕПО и может привести к заметным изменениям финансовых рынков. В частности, можно ждать переток средств из обычных коммерческих банков в фонды денежного рынка. При этом финансовая система была значительно перекроена в результате кризиса, регулирование стало другим, и это новое устройство никогда не тестировалось к условиям повышения ставок.
Отдельная проблема — поведение рынков развивающихся стран, которые уже два с половиной года (начиная с taper tantrum в апреле 2013 г.) периодически трясет от ожиданий более жесткой денежной политики ФРС. Частные фирмы заняли в долларах около 9.6 трлн. долл., если верить оценке БМР, и большая часть приходится на развивающиеся страны. Следующий график RBS говорит, что в мире было создано достаточно кредита, чтобы привести к неприятному процессу “делевериджинга”.
STOXX Europe 600 вчера поднялся на 1.52%. Индекс ММВБ +0.9%, этот рублевый индекс находится в районе максимумов с марта текущего года.
Вчера вечером Росстат опубликовал еженедельные данные по инфляции, которые мы воспринимаем оптимистично. С 8 по 14 сентября рост цен замедлился до 0,1%, хотя в предыдущие две недели рост составлял 0.2%. С начала года накопленная инфляция оценивается в 10,1%. Итак, если предположить что недельный рост цен до конца года будет по 0,1%, то с учетом оставшихся 15 недель годовая инфляция может уложиться в 12%.
Складываются условия для того, чтобы инфляция в 12-ти месячном выражении вновь начала снижаться. В июле она выросла до 15.6% на повышении тарифов с 15.3% в июне. В августе ускорилась до 15.8% из-за падения рубля. Мы считали и считаем курсовое ускорение цен временным явлением, которое не должно иметь слишком длинных последствий. Основной аргумент — сейчас, в отличие от событий зимы, нет признаков паники, бегства от рубля и потребительского ажиотажа.
Это противостоит некоторым паническим настроениям. К примеру, последний Комментарий о государстве и бизнеса от Центра развития НИУ ВШЭ обещал радикальное ускорение цен, и в начале сентября они писали: