Напомнили историю про одного менеджера хедж фонда, который инвестировал в китайские компании. И как-то однажды ему пришла в голову мысль посетить объекты своих инвестиций. Прелюбопытная экскурсия у него получилась. Зовут этого менеджера Зак Бакли (Zack Buckley). Он является одним из руководителей фонда Buckley Capital Partners. Зак начал свою инвестиционную деятельность в 2007 году. В то время компании быстрорастущей китайской экономики казались лакомыми и крайне недооцененными кусками пирога со сверчками (или с кем там они их едят). И после исследований отчетов этих компаний, подаваемых в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, а так же нескольких переговоров с менеджерами этих компаний, хеджер сделал некоторые вложения.
И все у него шло хорошо (как он думал) пока на очередном «сходняке» инвестиционных менеджеров – Value Investing Congress, он не услышал
выступление одного из крупнейших управляющих китайскими хедж фондами – Lei Zhang из Hillhouse Capital. В своем выступлении Lei прямым текстом сказал, что более половины из торгующихся на американских биржах китайских компаний являются «проблемными», а то и вовсе – мошенническими. Вот тогда Зак и напрягся в первый раз. Подумал наш манагер месяца три и решился. Собрал чемоданчик и направился в поднебесную, чтобы лично посетить заводы и фабрики, в которых он имел доли.
Зак Бакли (на фото сверху) разглядывает подложенную китайскими товарищами инвестицию.
Первым пунктом своей
экскурсионной программы он выбрал «завод трансформаторов». Бакли рассчитывал увидеть примерно так выглядящий свой «свечной заводик».
На реальной фотографии видно несколько иное кипящее и булькающее производство.
Как только Зак увидел это «производство», единственной его мыслью, было, – «говорила же мне мама – иди в стоматологи». Весь завод состоял из нескольких пустых помещений: склада, офиса, общежития и баскетбольной площадки. И все это находилось в разных стадиях окончания строительства. На месте тусовалось 3 -4 человека непонятных служебных обязанностей.
Потом он посетил «кактусовое производство». Реально чуваки утверждали, что делают из кактуса кучу ништяков – пиво, вино, крем для лица. В субботу офисное здание было довольно пустым. Однако ему показали комнату, где сотрудники проводили что-то вроде мозгового штурма на предмет того, что еще можно сделать из кактусов. Бакли намекнул, что вот эти все Доны Хуаны и Карлосы Кастанеды, фанатеющие с кактусов, это клево, но хотелось бы на производство посмотреть. Хозяева замялись и как-то уклонились от экскурсии. Полы, дескать, от кактусов скользкие, херанётесь еще, дорогой инвестор, башкой, да прямо на кактусовую пилу. Зачем вам эти хлопоты?
Надо сказать, что эта тактика Ивана Сусанина стала очень популярной среди китайских контор того времени. Американским инвесторам крутили полнометражное кино с работающими производствами, гремящими станками и снующими туда-сюда толпами рабочих. Благодаря годам закрытости страны от внешнего мира, простой американский инвестор не сильно отличал Сунь Хунь Чаня от Вынь Сунь Хима. Да и вообще не знал что это – город, блюдо или человек. И только самые дотошные, вроде нашего Зака, могли своими глазами увидеть «китайское экономическое чудо» в действии.
Интересна в этом контексте история компании China Media Express, которая, по ее словам, занималась размещением рекламы на автобусах. Транспорт этот очень популярен в Китае. Расстояния большие. Вроде перспективный бизнес. Однако СЕО компании и их аудиторы быстро свалили в отставку, когда известная своими разоблачениями корпораций компания Muddy Waters, зарабатывающая именно на шортовых сделках, обвинила китайскую фирму в мошенничестве. Муддисы утвержали, что компания откровенно врала о своей прибыли в отчетности, поданной финансовым регуляторам США.
Зак Бакли был в числе инвесторов, которых China Media Express пригласила на богатое роад-шоу в Китай, поселив их в пятизвездочном отеле. Проблема была в том, что у компании не было реальной доли рекламного рынка. Никаких заявленных 20 тысяч автобусов с рекламными медиа-носителями (боковой рекламой, жк-панелями и т.д.). За 2 месяца путешествия по Китаю он не видел ни одного такого автобуса. Он опросил несколько фирм, реально работающих на рекламном рынке Китая. Они заявили, что никогда и не слышали о такой компании. Я даже помню ролик с ютуба, где такая американская делегация посещает пустой офис этих рекламщиков и находит там, в темных коридорах одного сисадмина за компьютером. Естественно, Бакли быстро слил акции этого шлака и позже наблюдал их падение до нуля меньше чем за год.
В общей сложности он посетил порядка 50-ти компаний и по возвращении в США зафигачил «шортафсё» по всем тем компаниям, по которым смог. После этого он в содружестве с несколькими инвесторами нанял компанию частных детективов, которые подыскивали ему другие объекты для «анти – инвестиций». Детективы находили буквально киношные варианты. Когда липовые фабрики делались исключительно под визит американских толстосумов, а на следующий день на этом месте бегали одни одинокие бездомные собаки.
Судя по тому, что гипотетическая сотня килобаксов, вложенная в его фонд в конце двухтысячных, принесла бы за несколько лет неплохой доходЪ, тактика себя оправдала.
Кому интересно остальные 8 Расследований находятся тут
вообщем сплошной — «китай холосо» головного мозна.