По вопросам урегулирования долговой проблемы Греции течение событий уже давно перешло в турбулентную зону, когда обстановка изменяется по несколько раз на дню и финал водоворота, в который вошла страна, сейчас никому не известен. Полагаем все же, что вероятность возможной очередной новой отсрочки по долгам еще сохраняется, даже несмотря на почти предрешенные результаты голосования на референдуме и видимую непримиримость позиций сторон уже 30 июня — в последний день необходимой оплаты по июньскому графику платежей. И все же вариант, что европейские кредиторы вновь договорятся об отсрочке кардинальных решений, еще возможен, и он был бы более спокойным для рынков.
Тем более что не заплаченные полтора млрд. евро 30 июня по определению члена правления ЕЦБ Эвальда Новотны: это не дефолт еще, а всего лишь задержка. Но многие знают, что задержка тоже опасная штука. Увеличивающий свою вероятность вариант дефолта взбудоражит и без того неспокойные рынки, вызвав их повышенную турбулентность. Это будет происходить даже несмотря на малую долю экономики Греции, как в мировых показателях, так и по сравнению с показателями Евросоюза. Простую оценку влияния возможного дефолта Греции на рынок нефти по доле Греции в мировом ее потреблении (0,3%), наверное, делать тоже неразумно. На динамику нефтяных цен в первую очередь Греция будет влиять именно через повышенную турбулентность финансовых рынков. Здесь можно сказать только, что отклонения цен могут быть весьма значительными. Дефолтом Греции может быть запущена лавина изменений финансовых рынков, которые со временем способны дать даже кратные изменения цен. Правда, непосредственное влияние самой Греции в таких колебаниях останется не очень большим, и оно просто будет утоплено в потоке влияний лавины других факторов, пусть и приведенных в движение дефолтом Греции.
В поток событий, сильно влияющих на нефтяные цены скоро должна добавиться новая струя — переговоры по ядерной программе Ирана в Вене выходят на финальную стадию. По некоторым оценкам принятие программы с большой вероятностью приведет к снятию эмбарго и подтолкнет к новому витку снижения нефтяных цен. Хотя сам документ соглашения уже разрастается до сотни страниц текста и будет иметь непростую процедуру согласования как внутри группы переговорщиков, так и при прохождении через процедуры ООН. А ожидаемое в связи с этим снижение нефтяных цен будет зависеть от множества нюансов полученного соглашения. Пока возможным ориентиром для нефтяных цен могут стать минимальные уровни, которые достигались в начале 2015 года. О больших горизонтах говорить непродуктивно, поскольку и тут будут «работать» свои варианты турбулентности.
В случае возможного нового витка снижения цен российским нефтепроизводителям, так же как и бюджету страны, нужно будет затянуть пояса и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо подготовиться не только к повышенной турбулентности, но и к новому витку снижения. А России с ее сложившейся структурой экономики проще осуществить посадку тысяч самолетов, чем пережить еще одно снижение нефтяных цен.