Обычно в рассылке Мегаплана, которая приходит мне на почту уже больше года, разбираются отдельные маркетинговые ходы по известным книжкам, часто приводится успешный маркетинговый опыт конкретных российских фирм. Но тут вдруг пришла необычная рассылка, видимо проплаченная брокерской конторкой, судя по тому, что она посвящена инвестициям, а советы для читателей давал ее сотрудник.
Я начал читать и вдруг понял, что это тренд. И Александр Шадрин, и Арсагера, и пишущий книжки консультант Савенок Владимир (недавно было опубликовано с ним интервью на СЛ), и такие вот бесчисленные Мараты Казакбаевы – это реально новый тренд по инвестированию населения в инвестиции, причем и тех, кто без денег, и тех, кто уже с ними. В инвестициях мало кто понимает и среди богатых людей, так что их дурят даже почище остальных (консультанты типа Савенка).
Я буду приводить курсивом части оригинального текста рассылки и комментировать.
«Сегодня Марат Казакбаев — трейдер и экономический обозреватель брокерской компании «Нэттрейдер», рассказывает об инвестировании: какие правила и инструменты помогают накопить.
Мой комментарий.
Всего одна фраза и сразу три лжи. С первых строк начинается легкое зомбирование, что инвестиции всегда приносят доход, это не так, более того, в некий момент времени, вам нужный, они могут быть не в плюсе, а в минусе.
Также ложно утверждается, что инвестиции помогают уберечь деньги от экономических кризисов – очевидно, что активы дешевеют в кризис, и лучше иметь деньги, а не актив, чтобы иметь возможность купить то, что тебе было нужно, будет нужным и стало вдруг временно дешевым.
И, наконец, здесь же производится подмена понятий, мол, инфляция — это снижение покупательской способности, и защититься от нее можно только путем получения дополнительного дохода, то есть через инвестиции.
В чем подвох? Инфляция – это процесс удешевления денег. Но это вовсе не означает снижение покупательной способности людей. В 1800 году на земле жило около 1 млрд людей, к 1930 году — 2 млрд, а сейчас более 7 млрд, плюс миллиарды юрлиц, и у каждого должны быть в кармане/на счете деньги. Значит денег становится больше, а их стоимость ниже. Но покупательная способность людей может при этом РАСТИ.
Уберечь деньги от инфляции невозможно. Нормальная инфляция обеспечивает создание более совершенных и более дорогих продуктов на замену старым, которые становятся наоборот дешевле, сравните бабушкин чугунный утюг, который нагревали в печке (и которым потом гладили как горячим куском стали), и современные утюги (с паровым ударом, сухим глажением, вертикальным отпариванием и чертом в ступе). Новый утюг обязан стоить дороже. Инфляция – это пошлина на прогресс, это (условно) минимальная стоимость долгосрочных инвестиций в производство. Например, ФРС США принимает меры для поддержания инфляции на уровне 2% в год, а при значениях ниже начинает борьбу с дефляцией.
Доллар обесценился в 20-ом веке более чем в 100 раз. Автомобиль Форд в 1915 году стоил 300 долларов, а сейчас современный форд стоит 30 000 долларов, хороший дом стоил 6000, сейчас 600 000. Но отразилось ли это на покупательной способности? По сути за те же самые деньги мы получаем сегодня намного более хорошие дом и автомобиль.
Инфляция приравняла 300 старых долларов из той экономики к 30 000 новым долларам из современной экономики, причем за этот обмен вы получаете не авто со скоростью мопеда, а приличный автомобиль. Но тратите вы на него ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ. Почему те же?
В краевом углу экономики находится не покупательская способность денег, а покупательная способность работника т.н. «среднего класса». Здоровый мужчина с семьей до двух детей, работящий, специалист в своем деле, будучи наемным работником, должен иметь годовой доход, который позволяет ему вырастить детей, содержать в это время жену, помогать родителям и оплачивать свои хобби и отдых. Это объективный социальный заказ. Если подобный человек такого не получает, считается, что он живет плохо. И он может хорошо жить даже при плохой покупательской способности национальной валюты.
Любая экономика (социалистическая, плановая, капиталистическая) ориентируется на то, чтобы обеспечивать такого работника необходимым ему для полной жизни количеством дензнаков. А не наоборот, мол, рубль упал к доллару, покупательная способность рубля упала, всем плохо. Наш примерный работник не будет работать на половину потребительской корзины, если рубль упал к доллару, значит ему будут платить больше или он найдет новую работу, и в итоге он все равно будет покупать ему необходимое, сохранив свою покупательную способность.
В советские времена (допустим 30-35 лет назад) такой доход был 1500-2000 рублей в год. Однокомнатная кооперативная квартира в Ленинграде стоила около 5000 рублей, жигули 7000, таким образом за 30 месячных зарплат дохода человек мог купить квартиру в новом доме, еще за 30 зарплат мог купить обычную машину, еще за 30 зарплат — хорошую дачу. 800 рублей стоил самовозгорающийся телевизор «Радуга», столько же стоила путевка в Индию на одного на две недели.
90-100 зарплат (весь доход одного работника за 7.5-8 лет) – и формально семья крупными покупками была обеспечена. Скорость зарабатывания в среднем была «номинальной» – то есть одна зарплата в месяц (хотя многие умудрялись откладывать при этом в сбербанк еще столько же))), следовательно, копили и сберегали примерно 30-40 лет. Инвестировать было не во что. Но превосходно, заметим, обходились БЕЗ ИНВЕСТИЦИЙ!
Сейчас хорошая зарплата работника среднего класса 1-1.5 млн в год (80-120 000 руб. в месяц). Как видим, инфляция изменила цены в 1000 раз. Однако покупательная способность хорошего работника не снизилась – однокомнатная квартира в питере — 30 зарплат, дача – 30 зарплат. При этом советская машина стоит теперь 4 зп, 2хнедельный тур на одного на юг – одну зарплату, хороший телевизор – ползарплаты, то есть покупательная способность среднего класса за 30 лет даже выросла, что позволяет говорить, что работящие специалисты стали жить в нашей стране лучше.
Таким образом, от инфляции деньги защитить невозможно, да и не нужно. А чтобы сохранить покупательную способность, человеку нужно сохранить свою способность зарабатывать. А повышение способности зарабатывать защищает от инфляции. И с возрастом человек строит карьеру и имеет возрастающий доход, и априори инфляция его не волнует. А, следовательно, в инвестициях он не нуждается.
При этом на отрезке в пару десятилетий всегда будут моменты, когда то, что человеку нужно, на что он копит или сберегает, будет стоить дешевле чем обычно. например в 2008 году двухкомнатная квартира в Питере стоила 50 000 долларов (1.5 млн руб.) В 1998 году такая же квартира стоила 18 000 долларов.Сейчас стоит 170 000 долларов.
А это значит, что нужно иметь деньги и прежде всего деньги, если вы чего-то хотите. А не инвестиции.
(продолжение следует)
Не было такого, мне предлагали через знакомых в самый пик 2008-2009 кризиса однушку полноценную (не студию) в Пушкине в новом доме за 1.5 ляма от застройщика (за нал естественно ), который получил маржин-колл. Это были лоища, ваш вариант это вообще даром. Официальная просадка на рынке была около 30%, но и были ещё варики типо мной вышеописанного, когда можно было договориться за налик с конторами, которые словили Коляна, но даже там двушки по 1.5 ляма не продавали
а вот товарищ Ш тебе не даст забыть через 1-2 дня опять напишет про инвестиции :)