ОПЕК приняла решение о сохранении квот на существующем уровне в 30 млн баррелей в день. И это наиболее ожидаемый исход 167-го саммита. Хотя в ОПЕК есть страны, выступающие за снижение квот, а есть и те, кто хотел бы их увеличения. Цены на нефть реагировали на полученные известия небольшими колебаниями. Вечерний рост был связан уже с другими событиями. Заседание ОПЕК осталось позади не произведя существенных изменений в существовавших раскладах.
Вариант снижения квот в условиях уже зафиксированного в 2015 году подрастания цен на нефть и произошедшего существенного сворачивания темпов буровых работ представлялся слишком маловероятным. После того как страны ОПЕК не стали снижать квоты в декабре 2014 года, подобное решение, прими они его сегодня, выглядело бы по меньшей мере странным.
Другой вариант (повышение квот) представлялся чуть более вероятным. И одна из стран картеля даже ехала на саммит, имея позицию добиваться увеличения квот. В реальности, кстати, страны ОПЕК добывают нефти больше, чем согласовано по квотам. В ближайшее время ожидается существенное увеличение объемов добычи со стороны Ирака. Иран тоже готов к резкому наращиванию поставок нефти на мировой рынок. И это будет происходить в случае снятия наложенного на страну эмбарго на поставки нефти. Даже Венесуэла заявляет о своей долгосрочной готовности к удвоению объемов добычи. Хотя в случае с Венесуэлой это скорей реверансы с целью удержать принадлежащие ей квоты внутри ОПЕК.
И вот свершившимся фактом стало решение о сохранении квот на уровне в 30 млн баррелей. Такие уровни добычи будут превышаться вновь и вновь. Какое-то время – неофициально, но в итоге картелю придется официально увеличивать квоты для того, чтобы привести в относительное соответствие заявляемые квоты и реальную добычу. Вопрос о повышении квот может стать актуальным уже в ближайшие месяцы, особенно в случае снятия эмбарго на поставки нефти из Ирана. Подобные перспективы не очень благоприятны для России. Но увеличение объемов добычи странами ОПЕК будет происходить неизбежно. Вопрос лишь в темпах и уровнях новых ограничений.
В условиях медленно подрастающего мирового спроса консервативное поведение ОПЕК по сдерживанию квот приводит к тренду по снижению доли картеля в мировой нефтедобыче. Однако страны картеля этого не хотят. Ведь именно целью удержания своей доли рынка были мотивированы прошлые решения по сохранению квот. А вот если добыча сланцевой нефти в США пойдет на убыль, то тогда доля ОПЕК сможет вырасти, и цели ОПЕК будут реализованы.
Что касается позиции России на нефтяном рынке, то в условиях обостряющейся конкуренции нам нужно думать не только о путях снижения себестоимости добычи нефти и сохранении возможности положительной динамики объемов добычи в нашей стране, но и о более долгосрочных параметрах устойчивости. Я имею в виду, в первую очередь диверсификацию экономики, построение независимой финансовой системы и многое другое. Ведь только так можно будет снизить нашу ОПЕК-зависимость. И тогда не нужно будет паниковать от каждого снижения нефтяных цен, а наши желания смогут смело сходить с ума от новых возможностей. Но пока мы лишь наблюдаем за событиями и продолжаем держать скрещенными пальцы за то, чтобы в ближайшее время ОПЕК не увеличивало объемы добычи.
Указанная заметка в немного измененном виде была опубликована мною на сайте «Ценра энергетической экспертизы»
Но в заметке речь о решениях ОПЕК, которые принимаются раз в полгода. А горизонты изменения доли ОПЕК скорей десяток лет. Вот на таких горизонтах доля стран ОПЕК, по-моему, будет возрастать.