Kocty
Kocty личный блог
26 мая 2015, 11:10

Компания Южных морей

20150522

«Компания Южных морей» — на гравюре Уильяма Хогарта аллегорически изображена карусель с доверчивыми вкладчиками и бичуемая «добродетель»

Поучительный пример рыночной иррациональности — спекуляция в Англии в начале XVIII века.

Компания, получившая известность под названием «Пузырь Южного Моря» (англ. The South Sea Bubble), начала свою деятельность в 1711 году, когда герцог Роберт Харли основал «Компанию Южного Моря» — полное название: «Управляющий и компания торговцев Великобритании по южным морям и другим частям Америки с целью содействия рыболовству». Ей были обещаны исключительные права торговли с испанскими владениями Южной Америки. Эти права получены Англией за успешное завершение войны за испанское наследство, закончившейся в 1714 году, Парламент предоставил монопольное ведения торговли в обмен на выкуп части государственного долга. Компания приобрела почти 10 миллионов фунтов государственного долга против гарантированной ежегодной ренты в 6% и  монополию на всю торговлю с Латинской Америкой.

В 1717 году король Англии предложил повторную «приватизацию» государственного долга. Два крупных финансовых учреждения страны, Банк Англии и «Компания Южного Моря», представили каждый свой проект, и после горячих парламентских дебатов «Южному Морю» позволили приобрести еще одно долговое обязательство с процентной ставкой в 5% в год.

Спустя короткий промежуток времени стали распространяться слухи о неслыханных прибылях компании от торговли в Латинской Америке, где английские товары могли быть обменены на золото и серебро с «неисчерпаемых» приисков Перу и Мексики. На фондовой бирже акции «Южного Моря» вели тихое существование, цена двигалась в пределах только двух или трех пунктов в месяц.

Но в 1719 году во Франции произошло событие, имевшее огромное значение для английской компании. Выдающийся человек по имени Джон Лоу основал в Париже «Compagnie d’Occident» для торговли и участия в колонизации американского штата Миссисипи. Огромная волна торговли акциями этой компании подняла цены на них с 466 франков в августе до 1705 франков в декабре 1719 года. Покупателями были как французы, так и иностранцы. Это и стало причиной того, что британский посол попросил правительство сделать что-нибудь, чтобы остановить отток английского капитала в «Пузырь Миссисипи». Пузырь лопнул 2 декабря 1719 года. Вследствие наступившего краха капитал перебирался обратно из Франции в Англию.

Это давало интересные возможности основным акционерам британской компании, которые предложили принять на себя весь долг английского государства. 22 января 1720 года Палата Общин назначила совет для рассмотрения этого предложения. Несмотря на многочисленные предупреждения, 2 февраля принимается решение представить парламенту проект. Инвесторы радовались этой перспективе дальнейшей капитализации компании. Через несколько дней цена акции выросла до 176 фунтов стерлингов, поддерживаемая притоком средств из Франции. Во время дальнейшего рассмотрения проекта начали появляться новые слухи о невероятных прибылях, которые якобы можно было заработать, и акции выросли в цене до 317 фунтов стерлингов. В апреле 1720 года продажи придавили цены обратно к 307 фунтам и к 278 фунтам уже на следующий день.

Даже при таких ценах первоначальные основатели компании и директора могли снять прибыль от роста капитала, которая была просто неисчисляемой по стандартам того времени и реализуемой из фактически недействующей компании. Сама компания за 10 лет работы не отправила к американским берегам ни одного торгового или рыболовецкого судна. На фондовом рынке компания преуспела намного больше, чем в проведении торговых операций — торговля с Новым Светом была делом затруднительным, потому что враждебная Испания контролировала подавляющее большинство американских портов, позволяя заходить только одному английскому кораблю в год, получая за это одну четвертую часть от всей прибыли и 5% с оборота. Однако на инвесторов слово «монополия» оказывало гипнотизирующее действие.
12 апреля стали ходить новые позитивные слухи, и прошла подписка на свежие акции на 1 миллион фунтов при цене 300 фунтов за акцию. Подписка на акции превысила вдвое первоначально заявленный объем, и спустя еще несколько дней они торговались уже по 340 фунтов. Затем компания объявила, что будут выплачиваться 10%-ные дивиденды по всем новым и старым акциям. После этого была предложена новая подписка на 1 миллион фунтов по цене 400 фунтов. Она также была превышена. Компания все еще оставалась почти бездействующей.

Все это вдохновило многих на предпринимательскую деятельность, и в 1717—20 годы на фондовом рынке возник новый феномен: появлялось все больше и больше предложений по акциям в «слепых ценных бумагах». Эти компании, подобно «Compagnie d’Occident» и «Компании Южного Моря», ничего не продавали, кроме планов, идей и ожиданий. Они были совершенно бездействующими на дату подписки, управлялись новичками в области менеджмента. Акции скупались с большим энтузиазмом и быстро росли в цене. Спекуляция акциями была не больше чем игрой богачей, — все и вся, здесь и там, мужчины и женщины принимали в ней участие. Эти компании быстро получили название «пузырей», благодаря своим основателям, часто продающим свои собственные акции и получающим прибыль буквально через несколько дней или недель после нового выпуска, оставляя других инвесторов один на один с бездействующей компанией и взвинченными ценами на ее бумаги.

11 июня 1720 года король объявил некоторые из этих компаний «источниками опасности для всех окружающих», а торговлю их акциями запрещенной, определив за нарушение этого штраф. Список из 104 запрещенных компаний включал в себя следующие воображаемые виды деятельности:

  • Улучшение искусства делать мыло;
  • Извлечение серебра из свинца;
  • Покупка и снаряжение кораблей с целью подавления пиратов;
  • Превращение ртути в ковкий рафинированный металл;

Несмотря на все старания правительства, каждый день появлялись все новые и новые пузыри, а спекулятивная лихорадка все больше усугублялась. Самый большой пузырь – «Компания Южного Моря» – продолжил надуваться, акции торговались по цене 550 фунтов, а в июне цена перевалила за 700 фунтов. В этот период ценовые движения были предельно невротичными, с огромными периодическими движениями. За один день, 3 июня,  в первой половине дня цена упала до 650 фунтов, а в полдень снова поднялась до 750 фунтов. Многие крупные инвесторы использовали высокий летний уровень, чтобы реализовать прибыль, которая заново инвестировалась во что-нибудь, начиная с земли и товаров и заканчивая недвижимостью и другими акциями. Однако другие продолжали покупать акции «Компании Южного Моря», среди них был физик Исаак Ньютон. Во время ранних подъёмов цены он продал все свои акции «Компании Южного Моря», сняв при этом прибыль в 7000 фунтов.

Компания Южных морей

Сэр Исаак Ньютон. 1702год. Портрет работы Готфрида Кнеллера

Руководство распускало слухи, что Испания предоставила свои южноамериканские порты в ее полное распоряжение. Крах Миссисипской компании во Франции привлек дополнительные капиталы с континента. В результате цена акции увеличилась до 890 фунтов.

Спекулятивная лихорадка охватила всю Англию. Все слои населения, от горожан до знати, бросились покупать акции компании, цена которых в начале августа достигла уже 1000 фунтов. Только очень немногие были осведомлены, что время для инвесторов заканчивалось. В числе тех, кто это знал, были первые основатели компании и ее совет директоров. Они воспользовались высоким летним уровнем цен, чтобы избавится от своих собственных акций. В начале августа в массы начали просачиваться зловещие факты, и цены акций начали медленно и устойчиво падать.

31 августа правление компании объявило, что годовой дивиденд в 50% будет оплачиваться в течение последующих 12 лет. Это полностью истощило бы компанию, и подобная новость не остановила возрастающее беспокойство инвесторов. 1 сентября акции продолжили падать и, когда цена через два дня достигла 725 фунтов, наступила паника. За оставшуюся часть месяца цены на акции достигли минимального уровня.

20150522_SSB

24 сентября компания объявила о банкротстве, скорость падения возросла еще больше. В последний день месяца акции можно было купить по цене 150 фунтов за штуку. Только за три месяца их цена упала на 85%. Исаак Ньютон потерял более 20 тыс. фунтов стерлингов, после чего заявил, что может вычислять движение небесных тел, но не степень безумия толпы. Среди потерявших свои сбережения был и писатель Джонатан Свифт (автор «Путешествия Гулливера»).

В преддверии гибели «Компании Южного Моря» банки и брокеры оказались в осаде. Многие сильно превысили величину займов по портфелям, состоящим из акций «Компании Южного Моря», и по всему финансовому миру прокатилась волна банкротств.

В отличие от «тюльпанного пузыря», пузырь «Компании Южного Моря» затронул не только ограниченную группу инвесторов. Де-факто, акциями Компании спекулировала значительная часть состоятельной прослойки населения Англии, Франции, Шотландии и Ирландии. Тысячи инвесторов были разорены, в том числе многие представители аристократии, которые затем были вынуждены отправиться в эмиграцию.

Уже в декабре был срочно созван парламент, который начал немедленное расследование. Оно выявило случаи мошенничества среди директоров компании. Некоторые из обвиняемых, в том числе казначей компании, бежали за границу. Расследование показало, что многие члены парламента брали взятки за голос при принятии королевского акта. Коммерсантов обвинили в том, что они знали о реальном положении дел, однако не сообщали об этом акционерам и биржевым игрокам (это обвинение по сей день предъявляется недобросовестным менеджерам). Более того, руководители Компании продали личные пакеты акций на пике их цены. Директора «Компании Южного Моря» были наказаны властями — их приговорили к огромным штрафам, а их имущество конфисковали в пользу пострадавших.

По результатам расследования к тюремному заключению были приговорены председатель правления компании и некоторые члены правительства, включая министра финансов Джона Эйслеби. South Sea Company была реструктурирована и продолжала существование до окончательного закрытия в 1760-х. Но ее основной функцией уже была не торговля с испанскими колониями, а управление государственным долгом.

Проблема состояла в том, что только в 1720 году на Лондонской бирже оперировали 120 компаний, действовавших по схеме «Компании Южного Моря». Их крах вызвал цепную реакцию банкротств. В стране резко снизилась деловая активность и выросла безработица. Чтобы исправить положение, британский Парламент принял постановление, запрещающее создание новых компаний, в которых не участвует правительство. В результате, развитие английской экономики было заторможено на 50 лет.

Компания была окончательно распущена в 1855 году. За 140 лет своего существования ей никогда не удавалось вести торговлю в южных морях в каком-либо масштабе, заслуживающем внимания.

Источник

1 Комментарий

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн