Минкомсвязи подготовило законопроект, который расширяет перечень возможных объектов концессионного соглашения между государством и частными структурами понятием «государственные информационные системы». На фоне затянувшегося принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве этот шаг, по сути, позволяет обезопасить госструктуры, передающие свои ИТ-системы на обслуживание бизнесу, от претензий со стороны надзорных органов.
На едином портале раскрытия информации о законотворческой деятельности федеральных госорганов regulation.gov.ru появились данные о завершении подготовки изменений в ряд законов, направленных на расширение способов создания и эксплуатации государственных информационных систем посредством заключения концессионных соглашений между государством и бизнесом.
Принципиальным новшеством является расширение перечня возможных объектов концессионного соглашения, который пополнился пунктом «государственные информационные системы». Ранее он включал только объекты государственной недвижимости, а также транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Соответственно, все статьи тематического закона, в которых ранее речь шла только о «реконструкции» объектов, дополнились понятием «модернизации» и положениями о возможной их сдачи в «эксплуатацию».
К законопроекту, подготовленному Минкосвязью, прилагается пояснительная записка. «Учитывая, что концессионное соглашение представляет собой чаще всего контракт, заключаемый государством и частным лицом на длительный срок, целью которого является экономическое развитие, достигаемое за счет привнесения частным лицом «за свой счет» современной технологии и (или) денежных средств, распространение его на сферу ИТ позволит стимулировать развитие государственно-частного партнерства», — говорится в документе.
Стоит отметить, что аспекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере ИТ сейчас являются весьма актуальной темой. В частности она затрагивалась на конференции CNews «ИКТ в госсекторе в новых условиях» и определила ход завершающей мероприятие панельной дискуссии с участием ИТ-директоров регионов, представителей Минкомсвязи и коммерческих компаний.
Выступая на ней, министр ИТ Челябинской области Александр Козлов указал на то, что в настоящий момент чиновники сильно ограничены в своих полномочиях относительно форм взаимодействия с частными структурами. Госорганы могут действовать либо в рамках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», либо в рамках 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», либо по тематике открытых данных в рамках 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов» и 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
При этом, как напомнил Козлов, федеральный закон о ГЧП все еще не принят. Как следует из информации на сайте Госдумы, соответствующий законопроект был внесен в нее на рассмотрение еще в середине марта 2013 г. Через несколько недель он был принят в первом чтении, но дальше дело не пошло. Попытки принять документ во втором чтении растянулись более чем на год, после чего в июне 2014 г. рассмотрение документа было отложено на неопределенный срок.
Примечательно, что, как следует из заключения комитета Госдумы по вопросам собственности, одна из главных претензий юристов к тексту законопроекта о ГЧП связана именно с непониманием того, как он соотносится с законом «О концессионных соглашениях».
Как отмечал Александр Козлов, во многих регионах уже приняты местные законы о ГЧП. Но пока нет федерального документа, субъекты редко идут на риск применения своих локальных норм по отношению к ИТ, потому что боятся проверок федеральных контролеров, которые могут усмотреть нарушения на основании недостаточно корректных, по их мнению, местных трактовок Бюджетного кодекса
Развитие 2000