EXANTE
EXANTE Блог компании EXANTE
13 апреля 2015, 09:19

Современное регулирование финансовых рынков. Часть 4

Сегодня мы завершаем цикл о регулировании финансовых рынков в разных странах. Эта заключительная серия посвящена России и некоторым другим странам, которые мы упомянём вскользь. А полная версия всего текста о регулировании теперь доступна в финансовом словаре Смартлаба по адресу smart-lab.ru/finansoviy-slovar/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2

4. Регулирование финансовых рынков в России


4.1 История и национальные особенности регулирования

Специфика российского финансового рынка в значительной степени определена его молодостью и трудным периодом становления.

main.php


Здание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)


В советский период финансовый рынок в стране существовал в зачаточном состоянии. Основу его составляли государственные ценные бумаги. Современные биржи и коммерческие акционерные общества в России возникли лишь в ходе рыночных преобразований. Тогда же появились инициативы по введению государственного регулирования финансового рынка. В 1993 году в России по аналогии с американской SEC была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ (КЦБФБ). В 1996 году она была переименована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ). В тот же период были приняты основные законы, регулирующие рынок: Закон об акционерных обществах (1995), Закон о рынке ценных бумаг (1996), Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (1998), Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (1999). ФКЦБ не была единственным регулятором рынков. Ряд контрольных и надзорных функций в этот период реализовывались министерствами.

В силу кризиса и фактического замораживания рыночных реформ с 1995 года, российский финансовый рынок сформировался однобоким. На нём долгое время жёстко доминировали государственные ценные бумаги. Бюджетная политика государства, использующая долговые обязательства для покрытия дефицита бюджета, имела фискальные цели. Устанавливая по облигациям высокие доходные ставки, правительство подавляло рынок корпоративных ценных бумаг, устанавливая барьер для притока инвестиционных средств в реальный сектор экономики и стимулируя их отток. 1990-е годы были парадоксальным периодом, когда фактический рынок в стране гротескно воспроизводил континентальную модель, тогда как его регулирование копировало неадекватные для такой ситуации англосаксонские образцы.

В 2000-х годах рыночные преобразования в России были возобновлены. Новые реформы коснулись и регулирования финансовых рынков. Были приняты Законы об инвестиционных фондах, поправки в Закон об Акционерных обществах и в Закон о рынке ценных бумаг, стимулирующие развитие широкого круга финансовых инструментов — рынка корпоративных облигаций, срочного рынка, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов. Были приняты поправки в Налоговый кодекс, освобождающие от налогов инвестиции граждан, был принят Кодекс корпоративного поведения, регулирующий отношения между акционерами и менеджментом акционерных обществ.

В 2004 году было решено объединить все функции по контролю над финансовым рынком в едином ведомстве — Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). ФКЦБ и ряд министерств были упразднены. Все контролирующие функции, которые делили между собой ФКЦБ, Министерство труда и социального развития, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерство финансов, были переданы ФСФР. В 2011 году к ФСФР была присоединена также Федеральная служба страхового надзора (ФССН).

2000-е годы ознаменовались ростом капитализации компаний. Однако, России не удалось построить полноценного фондового рынка западного образца. В обороте бирж заметную роль смогли завоевать лишь наиболее крупные корпорации, приближённые к государству — в первую очередь, топливно-энергетический сектор, а также единичные металлургические и машиностроительные предприятия. Также привелегированным остался банковский сектор, использовавший с выгодой инфляционный лаг и высокие доходные ставки по долговым обязательствам государства.

В недавние годы опыт работы единого национального регулятора в России был сочтён неудачным. В 2013 году ФСФР была упразднена, а её функции переданы в ведение Центрального банка России. В структуре Центробанка было организована Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Но в 2014 году она также была упразднена, а её полномочия разделены между 9 новыми подразделениями Центробанка. Отметим, что в 2013 году сходная реформа произошла в Великобритании, когда единый национальный регулятор FSA был отменён, а его полномочия разделены между другими организациями (в том числе, связанными с Банком Англии).

На данный момент государственным регулятором финансового рынка в России является Центробанк. Кроме того, как и в США, в России есть ряд саморегулирующихся негосударственных организаций (см. следующий подраздел). Но их система не так строго отлажена. В сравнении с американскими SRO (NFA, FInRA), российские не имеют больших полномочий и являются, в первую очередь, просто ассоциациями своих членов. Впрочем, на внутрироссийском рынке это тоже имеет значение. Лишение компании лицензии даже российской SRO влечёт существенные репутационные потери.

4.2 Основные регулирующие органы

Государственные регуляторы.

  • Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, fcsm.ru), основана в 2004 году, упразднена в 2013 году.
  • Центробанк РФ (ЦБРФ, cbr.ru/sbrfr), получил регулирующие полномочия в 2013 году.

Негосударственные саморегулирующиеся организации.

  • Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР, kroufr.ru).
  • Русская ассоциация участников финансовых рынков (РАУФР, raufr.org).
  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФоР, naufor.ru).
  • Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФин, crfin.ru).

4.3 Примеры известных брокеров, сертифицированных и России

Лицензии ФСФР.


Членство только в негосударственных ассоциациях.


5. Регулирование финансовых рынков в других странах


640px-Kasumigaeki_common_gate.jpg


Здание Японского Агентства финансовых услуг (FSA). Агентство было основано в 2000 году, в значительной степени копируя опыт Британского Управления по финансовым услугам (с такой же аббревиатурой FSA)


5.1. Наиболее авторитетные регулирующие органы

  • Швейцарское управление по надзору за финансовыми рынками (Swiss Financial Market Supervisory Authority, FinMa, finma.ch), основано в 2007 году.
  • Японское агентство финансовых услуг (Japan Financial Services Agency, Japan FSA, fsa.go.jp), основано в 2000 году.
  • Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (Australian Securities and Investment Commission, asic.gov.au), основана в 1998 году.

5.2. Примеры известных брокеров, лицензированных в перечисленных странах

2 Комментария
  • Ulaan
    13 апреля 2015, 11:03
    Телетрейд, аххахахх.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн