Российский рубль бьет рекорд за рекордом: если в конце 2014 года он обновил максимумы по падению, то в первом квартале 2015-го стал лучшей валютой в мире по росту. Это позволило министру финансов Антону Силуанову объявить, что рубль стал одной из «крепких валют». Объясняем, почему это не так.
Антон Силуанов, министр финансов России: «Пик негатива в экономике России пройден, и рубль стал одной из крепких валют»
На самом деле нет. Действительно, рубль за последние недели сильно укрепился к доллару и евро, но, скажем, если взять последние три месяца, это укрепление выглядит совсем скромным. В конце 2014 года доллар стоил 56 рублей, сейчас — 52. На укреплении валюты сказался эффект низкой базы — спекулянты несколько месяцев назад слишком уж активно продавали рубль и опустили его стоимость до совсем уж низкого уровня.
О том, что рублю далеко до звания «крепкая валюта», свидетельствует даже само подорожание рубля — редко когда «крепкая валюта» может за несколько месяцев опуститься с 33-то до 68 рублей за доллар, а потом откатиться к 54-м. Возможно, Антон Силуанов имеет в виду, что резких скачков рубля в ближайшее время не будет, но и этого Минфин гарантировать не может: стоимость рубля формируется в основном за счет внешних факторов — ситуации на Украине, санкций, цен на нефть. Сейчас эти факторы относительно стабильны, но никто не может поручиться за то, что они не придут в движение.
Наконец, не секрет, что российскому Минфину не нужен крепкий рубль. Россия — экспортоориентированная страна (прежде всего, за счет нефти и газа), и чем ниже курс национальной валюты, тем выгоднее продавать товары за рубеж и тем невыгоднее заниматься импортом. Курс на импортозамещение и выполнение бюджетных обязательств без увеличения госдолга предполагают именно низкий курс рубля.
Газета Washingtion Post: Экономисты предсказывали, что рубль продолжит быть дешевым, пока цены на нефть остаются низкими, потому что Россия сильно зависит от нефтяных доходов. Но цены на нефть по-прежнему низки, а рубль медленно, но верно растет по отношению к доллару.
На самом деле нет. Спорить с тем, что российская валюта очень зависит от ситуации на нефтяном рынке, бессмысленно — это так. И все же нужно помнить, что инвесторы в конце 2014 года распродавали рубли не только из-за падения цен на нефть, но и из-за того что не знали, где «дно»: многие полагали, что нефть упадет до 30 и даже 20 долларов за баррель, а на валютном рынке старались «играть на опережение». Сейчас цены на нефть уже более двух месяцев находятся в диапазоне 51–62 доллара за баррель, «играть на опережение» больше невыгодно.
Укрепление рубля началось в первых числах февраля — точно тогда же, когда стали расти цены на нефть. Это означает, что в противофазе рубль и нефть находятся не два месяца и не месяц, а всего несколько последних недель; такого маленького срока явно недостаточно, чтобы говорить, что рубль может какой-то значимый период сопротивляться низким ценам на нефть, особенно без помощи спекулянтов (см. следующую главу). Приведем совсем простую аналогию: одна дождливая неделя в июле еще не свидетельствует о том, что все лето — дождливое.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Сейчас мы можем сказать, что и курс возвращается к своим фундаментальным значениям».
На самом деле нет. В приведенной выше цитате министр, скорее всего, имеет в виду, что курс рубля снизили спекулянты, и сейчас стоимость национальной валюты возвращается к некоему мифическому «курсу без учета спекуляций». Тем не менее, есть множество свидетельств, что сейчас за рубль играют все те же спекулянты, которые несколько месяцев назад ставили против него. Дело в том, что спекулировать на рубле в последние недели очень просто: надо взять кредит в валюте под очень низкий процент, положить деньги на депозит в рублях, скажем под 10–15%, через какое-то время провернуть всю операцию обратно и получить прибыль (схема описана очень условно, но принцип ее именно такой). Рисков, учитывая, что рубль уже несколько недель относительно стабилен, почти нет.
Центробанк России сейчас всячески потворствует этим спекуляциям: выдает «дешевые» кредиты в валюте и держит высокую базовую ставку (а значит, высоки и ставки по вкладам). Но эта ситуация должна скоро измениться. Во-первых, с высокой базовой ставкой не перезапустить экономику — ведь вместе со вкладами растут и ставки по кредитам.Во-вторых, ЦБ хотелось бы в период стабильности на нефтяном рынке хотя бы чуть-чуть пополнить сильно похудевшие валютные резервы, а сделать это можно, только покупая валюту (иными словами, играя против рубля).
P. S. Редакция «Медузы» далека от мысли, что может предсказывать курсы или советовать читателям, в какую валюту вкладываться. Цель этой статьи — показать, что на изменение стоимости рубля есть разные точки зрения.
отсюда https://meduza.io/feature/2015/04/09/rubl-stal-krepkoy-valyutoy-na-samom-dele-net
Геополитика и все. Но на этом может продержаться долго, уж евро может укатать.
"… не месяц, а всего несколько последних недель." А Месяц — это разве не несколько Недель? И как там у них со счетом? Месяцы считать могут точно, а недели — только приблизительно? И эти люди рассуждают о серьёзных экономических вопросах...))))
С чем я согласен — так это с тем, что действительно «на изменение стоимости рубля есть разные точки зрения.»
Очень разные.)))))
… международные резервы РФ за год в минусе на 130 млрд… более, чем на четверть снизились…
Это просто вброс
Спасибо за интересное мнение.
У нас тоже уже весна)
… Заложенные Минэкономразвития в бюджет на 2015 год $50 за баррель нефти и 61 рубль за доллар дают рублевую цену барреля 3050 рублей, а текущая цена уже составляет около 3016 рублей (52 рубля за доллар и $58 за баррель). Поэтому дальнейшее падение доллара (на фоне carry trade) при стабильных или, хуже того, снижающихся ценах на нефть создаст угрозу для бюджета, хотя рост зарплат россиян в долларовом исчислении – безусловный плюс для населения. Видимо, будет найден некий компромисс в этой ситуации и его уже ищут…