EXANTE
EXANTE Блог компании EXANTE
06 апреля 2015, 15:34

Современное регулирование финансовых рынков. Часть 1

Как известно, наша компания не ограничивается чистым бизнесом, но также занимается публицистической и просветительской деятельностью. С сегодняшнего дня в рамках нашего очередного образовательного начинания, мы публикуем текст о современном регулировании финансовых рынков — о его истории, основных регулирующих органах и особенностях их деятельности в разных странах. Сегодня мы публикуем введение и раздел о регулировании в США


0. Введение

Степень допустимого государственного вмешательства в любой рынок — предмет многовековых споров экономистов. Но финансовые рынки имеют ряд особенностей, ввиду которых государственное регулирование на них не просто нужно, но необходимо для самого существования сектора. Колоссальное неравенство сил агентов, широкие возможности для мошенничества, высокая цена ошибки приводят к тому, большинство участников бы просто отказались от участия в таком рынке без контроля третьей стороны.

Регулирование финансовых рынков решает две основные задачи: защита участников рынка и обеспечение финансового благополучия страны.

Защита участников рынка — это борьба как с явными финансовыми правонарушениями, так и с действиями, которые формально не являются мошенничеством, но так или иначе связаны с дезинформацией сторон, сокрытием нужных данных, раскрытием конфиденциальных данных, игре на недостаточной юридической грамотности клиента (манипулятивно составленные договора и т. д.).

Задача по обеспечению финансового благополучия страны — это, в первую очередь, задача по созданию благоприятного инвестиционного климата, по стимулированию здоровой конкуренции. При правильно организованном регулировании, все участники рынка должны быть ограничены простыми и понятными правилами игры, но сохранять достаточно свободы, чтобы эффективно развивать бизнес.

Большинство стран современного мира имеют специальные финансовые регулирующие органы, однако везде есть своя специфика. В некоторых странах правила жёстче, в некоторых — свободнее. Есть регуляторы более престижные и менее престижные. Некоторые брокеры стараются получить лицензии сразу в нескольких странах и наиболее престижные из них (например, лицензии США и Евросоюза) использовать в рекламной деятельности, но при заключении договоров указывать другую лицензию (которая больше “развязывает” брокеру руки). Поэтому даже при работе с обладателем самых престижных лицензий клиентам стоит проверять, что в договоре указана именна та лицензия, которая их изначально привлекла. В следующих разделах мы отдельно обсудим ситуацию в различных странах.

1. Регулирование финансовых рынков в США

1.1 История

США — страна с давней историей системы регулирования финансовых рынков. Ранним её прототипом являлся “Закон синего неба” (“Blue Sky law”) принятый в 1911 году в Канзасе, а в 1910-1920 годах почти без изменений повторённый в большинстве других штатов. Закон был направлен против спекулятивных схем, основанных на торговле непроверенными и вымышленными активами — торговле “футами синего неба в штате Канзас”.

Современная американская система финансового регулирования берёт начало с 1934 года, когда была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities Exchange Commission, SEC). Целью создания комиссии было восстановление доверия инвесторов к фондовому рынку после Великой депрессии. В те же годы была выработана основная законодательная база, регулирующая рынок: Закон о торговле ценными бумагами (Securities Exchange Act, 1934), Закон о ценных бумагах (Securities Act, 1933), Закон о трастовом соглашении” (the Trust Indenture Act, 1939), Закон об инвестиционных компаниях (the Investment Company Act, 1940), Закон об инвестиционных консультантах (the Investment Advisers Act, 1940), Закон Сарбэйнса-Оксли (the Sarbanes-Oxley Act, 2002).

Современное регулирование финансовых рынков. Часть 1

Члены Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в 1934 году

Ещё один важный “кирпич” в систему американского рыночного регулирования был положен в 1938 году с принятием Закона Мэлони (Maloney Act). Он обязал всех брокеров, не являющихся членами бирж (которых значительно больше, чем членов бирж), организоваться в неправительственную ассоциацию, самостоятельно регулирующую деятельность внебиржевого рынка (Self-Regulatory Organization, SRO). В 1939 году первой SRO  стала Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (National Association of Securities Dealers, NASD). Именно на её основе в 1971 году образовалась одна из крупнейших современных бирж NASDAQ. SRO можно назвать регуляторами второго уровня: организация упорядочивает деятельность своих членов, но сама подчиняется правилам SEC.

В 1970-х годах в стране появились ещё два авторитетных регулирующих органа — Государственная комиссия по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Committee, CFTC) и SRO под названием Национальная фьючерсная ассоциация (National Futures Association, NFA). В отличие от SEC и NASD, в первую очередь, регулирующими торговлю акциями на фондовых биржах, CFTC и NFA сосредоточились на рынке деривативов и валют.

В 2007 году на основе NASD и внутренних регулирующих служб Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) была образована крупнейшая SRO — Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority, FInRA).

1.2 Основные регулирующие органы

Государственные регуляторы.

  • Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities Exchange Commission, SEC, http://sec.gov), создана в 1934 году.
  • Государственный комитет по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Committee, CFTC, http://ctfc.gov), создан в 1974 году.

Саморегулирующиеся организации (SRO).

  • Национальная фьючерсная ассоциация (National Futures Association, NFA, http://nfa.futures.org), создана в 1976 году, активно начала работать в 1982 году.
  • Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority, FInRA, http://finra.org), создано в 2007 году.

1.3 Национальные особенности регулирования

Американской модели регулирования свойственен консерватизм и довольно осторожное вмешательство в дела рынка. Её законодательный фундамент почти не меняется с 1940 года. Она не слишком глубоко вмешивается в торговые дела, концентрируясь на главном: защите вложений инвестора. SEC имеет официальный девиз «We are investor's advocate» («Мы — защитники инвестора»). Значительная часть регуляторных вопросов оставлена на усмотрение отдельных штатов.

Ещё одна важная особенность американской (равно как и всей англосаксонской) системы — строгий водораздел между фондовым рынком и банковским сектором. Вышеперечисленные регулирующие организации сосредоточены именно на фондовом и, отчасти, валютном рынке. Деятельность же коммерческих банков регулируется Федеральной резервной системой, Федеральной корпорацией страхования депозитов, Управлением валютного контролёра и др. Лишь инвестиционные банки регулируются SEC.

Многие люди по сей день считают американскую модель примером наиболее разумного подхода к регуляции рынка. С другой стороны, она не смогла предотвратить кризис 2008 года, и некоторые связывают это с плохой координацией работы банковского и инвестиционного секторов. Есть в американской системе и откровенно архаичные элементы, которые мешают развитию рынка. В частности, запрет на торговлю некоторыми разнородными инструментами (например, акциями и опционами) с одного счёта.

1.4 Примеры известных брокеров, лицензированных в США

2 Комментария
  • Валентин Елисеев
    06 апреля 2015, 15:45
    Отличный материал. Ждем следующий… Спасибо!!!
  • григорий бел
    02 ноября 2020, 19:09
    кто в нашей стране отвечает за финансовый рынок, какова роль комитета по финансовому рынку Госдумы ее права и обязанности

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн