Иран хранит как минимум 30 млн баррелей сырой нефти в супертанкерах национальной транспортной компании NITC, которые стоят на якоре у берегов Исламской республики, сообщает Reuters со ссылкой на источники в отрасли морских перезок.
В настоящее время в плавучие хранилища превращены 15 танкеров класса VLCC (дедвейтом до 300 тысяч тонн), каждый из которых может взять на борт 2 млн баррелей нефти.
По оценке Bloomberg, в танкерах может находиться до 35 млн баррелей сырой нефти. Кроме того, Иран арендует нефтехранилища в Китае, которые также могут быть «распакованы» в случае снятия санкций.
По прогнозам Barclays Plc и Societe Generale SA, эта нефть первой пойдет на экспорт в случае отмены санкций против Исламской республики.
Возвращение Ирана на нефтяной рынок грозит новым витком ценовой войны между странами ОПЕК, прежде всего за азиатских потребителей, сказал Reuters старший советник по безопасности поставок Шведского энергетического агентства Самуэль Сичук. По его словам, скорее всего, Ирану придется предлагать скидки, как это делал Ирак после долгого отсутствия на рынке. В 2014 году к практике демпинга присоединились Саудовская Аравия, Кувейт и Оман.
Из оценок международного энергетического агентства следует, что избыточное предложение нефти составляет примерно 500 тысяч баррелей в день — такова разница между текущей добычей и оценкой среднего спроса на 2015 год.
Санкции в отношении иранской нефти были введены в середине 2012 года. С тех пор ее экспорт упал с 2,5 млн баррелей в сутки до примерно 1 млн баррелей. 16 марта министр нефти Исламской республики Биджан Намдар Занганех заявил, что Иран сможет увеличить поставки на мировой рынок на 1 млн баррелей в день, если санкции будут отменены.
По словам дипломатических источников, успех переговоров в Лозанне, которые откроют возможности для полного урегулирования программы ИЯП, «близок». Еще ближе, впрочем, дедлайн — он истекает сегодня, 31 марта.