Непосредственные причины восстановления не трудно различить. В прошлом году еврозона находилась на грани рецессии. Когда она попала в техническую дефляцию, Европейский Центральный банк, наконец, спустил курок и начал агрессивное смягчение: запустил сочетание количественного смягчения (в том числе покупки суверенных облигаций) и отрицательных процентных ставок.
Реакция последовала незамедлительно: в ожидании смягчения денежно-кредитной политики, и после того, как оно началось, евро упала,
Другие факторы тоже помогают. Происходит эффективное субсидирование банковского кредитования. В этом году эффект от режима жесткой экономии будет меньшим, поскольку Европейская комиссия становится более снисходительной. Формирование Банковского Союза также помогает; после последних стресс-тестов и проверки качества активов, у банков стало больше ликвидности и больше капитала, чтобы кредитовать частный сектор.
В результате этих факторов рост в еврозоне возобновился, и акции еврозоны в последнее время опередили американские акции. Ослабление евро и агрессивные меры ЕЦБ могут даже остановить дефляционное давление позднее в этом году.
Но более надежное и устойчивое восстановление по-прежнему не обходится без трудностей.
Для начала, политические риски могут подорвать прогресс. Греция, хочется надеяться, останется в еврозоне. Медленное создание рабочих мест и рост доходов населения может по-прежнему способствовать популистским реакциям против политики жесткой экономии и реформ. ЕЦБ оценивает, что в 2017 году уровень безработицы в еврозоне составит 9.9%, что намного превышает 7.2%, то есть средний показатель до начала мирового финансового кризиса семь лет назад. Жесткая экономия и усталость от реформ в периферии еврозоны сопровождается усталостью в более крупных и стабильных странах региона, то есть растет поддержка « анти-евро» партий в Германии, Нидерландах и Финляндии.
Вторым препятствием на пути устойчивого восстановления еврозоны является «неприятное соседство». Противостояние Россиии Украины; пылает Ближний Восток; недавние теракты в Париже и Копенгагене и др.
В-третьих, в то время как политика ЕЦБ помогает удерживать затраты по займам на низком уровне, доля частного и государственного долга против валового национального продукта в периферийных странах является высокой и продолжает расти.
В-четвертых, повышение немецких расходов не может компенсировать влияние дополнительной жесткой экономии в периферии.
В-пятых, структурные реформы все еще проходят «черепашьими шагами», сдерживая потенциал роста.
Если к концу 2016 года уровень безработицы в еврозоне по-прежнему будет слишком высок, годовая инфляция останется существенно ниже цели ЕЦБ в 2%, а финансово-бюджетная политика и структурные реформы окажутся краткосрочными факторами, тормозящими экономический рост, единственным выходом из сложившейся ситуации будет продолжение количественного смягчения.
Чтобы избежать такого исхода, Германия должна начать политику налогово-бюджетного стимулирования, увеличив расходы на инфраструктуру и государственные инвестиции, и обеспечить более быстрый рост заработной платы — чтобы повысить внутренние расходы.
Статья: Нуриэль Рубини: восстановление экономики еврозоны – стимулы и препятствия, источник: tradersroom.ru