Сегодня Госдума обсудит в первом чтение поправки в бюджет России на 2015 год. Не секрет, что бюджет пришлось кардинально переделать из-за совершенно нереалистичных показателей по ценам на нефть, курсу рубля и инфляции, заложенных в главный финансовый документ страны задолго до того, как осенью прошлого года случилось то, что случилось. В результате новый вариант бюджет сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 50 дол за бочку вместо прежних 96 дол, и валютном курсе 60 рублей за доллар вместо 37,5. Бюджет получился даже более жестким, чем ожидали эксперты, что очевидно дает свободу для маневра правительству в случае, если цены на нефть окажутся выше прогнозных, что вполне возможно.
При этом резко вырос дефицит бюджета до 3,7% ВВП или 2,6 трлн рублей, что связано с резки сокращением доходной части и практическим сохранение расходов на прежнем уровне. Разница будет покрываться из резервного фонда, в котором, при сохранение подобной тенденции, уже к середине 2016 года ничего не останется. И что тогда? Но главное, что переделанный бюджет хоть и называется антикризисным, никаких внятных мер по поддержке реального сектора экономики в нем не заложено. В отличие от банковского сектора, где предусмотрены все необходимые меры поддержки системообразующих банков. Неизменными остались расходы на оборону, безопасность, Крым и подготовку к чемпионату мира по футболу. Зато попали под нож расходы на образование, медицину и науку и инвестиции в человеческий капитал, что обязательно скажется в среднесрочной перспективе на экономике страны. Очевидно, что расходы на антикризисные меры никак не соответствуют масштабу проблемы. А следовательно не стоит рассчитывать на то, что экономический рост а России начнется уже в следующем году, как об этом мечтают руководители экономического блока правительства.
Для сравнения, почему Индия сейчас опережает по темпам экономического роста прежнего многолетнего лидера Китай. Потому что новый премьер-министр Индии Моди всего за год нахождения у власти сумел запустить в стране целый комплекс реформ, которые уже дают плоды. Он в первую очередь снизил налоги на бизнес, снял все административные барьеры, пустил иностранные инвестиции во все отрасли экономики. И сразу появились результаты, экономика растет в этом году почти на 8%. А у нас, даже когда, казалось, приперло и нужно что-то делать, все ограничивается болтовней и благими пожеланиями.
Да, сейчас инфляция немного замедлилась, рубль укрепляется, но что дальше? Казалось бы, для устойчивого восстановления экономики за счет снижения внутренних издержек созданы все предпосылки, только не видно этого роста. Посмотрим, что будет во второй половине этого года, там будет ясно, что ждать от 2016 года. Но пока у меня все, что происходит никакого оптимизма не вызывает. Нам нужны серьезные экономические реформы, которые можно проводить и в отсутствие политических свобод и независимого суда, только нужна политическая воля, которой нынешняя власть, к сожалению, начисто лишена. Она в сфере экономики предпочитает безвольно плыть по течению, и ее единственная цель – дождаться возвращения нефтяных цен на прежний уровень в район 100 долларов и ничего при этом не менять в структуре отечественной экономики. И обновленный бюджет на этот год еще одно тому яркое свидетельство.