marsden
marsden Новости рынков
13 февраля 2015, 21:13

Обвал мировой экономики через призму морских перевозок

В мировой логистике существует такой учетный индекс Baltic Dry — это так называемый Балтийский фрахтовый индекс. Он отражает спрос на морские грузоперевозки сухих грузов (в том числе в него входят руды, уголь, продовольствие, ну и всякие контейнеры с ништяками, а не входят наливные грузы — нефть, газ и прочее) в регионе Балтийского моря. Причем отражает этот спрос он через взвешенную стоимость некоей усредненной логистической услуги.

Для нас же важно, что Baltic Dry считается одним из индикаторов реальной экономической ситуации в мировой экономике. Вот, например, Baltic Dry рухнул на 90% еще за несколько месяцев до мирового кризиса 2008г.

Механика этого дела проста и очевидна — когда в экономике начинаются проблемы, которые «волшебная рука рынка» не может быстро отрегулировать, спрос на суда, перевозящие сухие грузы, быстро и резко падает, имеющиеся суда либо не удается полностью загрузить, либо они вынуждены длительное время простаивать для комплектации грузов, короче — наступает логистический коллапс. И напротив — если экономика начинает расти, бизнес оживляется, ему нужно больше сухогрузов и контейнеровозов, а откуда их взять, если стоявшие в простое давно распилили на чермет? Постройка большого сухогруза — дело небыстрое и требует нехилых денег. Поэтому владельцы имеющихся судов начинают ломить цену, и Baltic Dry растет как на дрожжах.

Так вот, старина Бломберг показывает нам вот какую картинку Baltic Dry:

Обвал мировой экономики через призму морских перевозок

Индекс опустился до минимума за 28 лет и показывает «число зверя». Естественно, американские горе-экономисты из Уличной Стенгазеты вас будут убеждать, что причина падения BD — удешевление нефти, но мы-то понимаем…

Вот и известный барыга Джефф Грин говорит:

Нам нужно быть честными с собой. Многие рабочие места просто исчезли, и они больше не вернутся. Меня крайне беспокоит то, что глобализация и экспоненциальный рост технологий, которые уже уничтожили миллионы рабочих мест, скорее всего, неизбежно уничтожат еще миллионы и миллионы рабочих мест в течение следующих нескольких лет.


Но это что касается Балтийского моря.
На другом конце шарика ситуация слегка похожая, но достаточно неожиданная.
Вот примерно так сейчас обстоят дела в американских портах
Обвал мировой экономики через призму морских перевозок
Обвал мировой экономики через призму морских перевозок
Обвал мировой экономики через призму морских перевозок

В районе Лос-Анджелеса на данный момент скопилось более 300 судов с грузами в то время, как портовые работники вместе с профсоюзами проводят диспут вместе с портовладельцами по поводу зарплат. Надо сказать, что работа в порту не сахар, но и зарплаты соответствующие — средняя зарплата портового рабочего — $147 тысяч долларов в год, плюс $35 тысяч в год премия. Плюс $80 тысяч в год гарантированная пенсия. Плюс сверхурочные. В сумме набегает до $250 тысяч в год.
Так из-за чего разгорелся сыр-бор и американские домохозяйки рискуют остаться без новых холодильников, микроволновок и кофеварок, а американские школьники — без новых айпадов и айфонов? А из-за того, что работодатели стали слегка зажимать премии и сверхурочные. То есть в базовом варианте зарплата может опуститься ни много, ни мало — почти на 40%.
Когда десяток-полтора лет назад американские компании переносили все производство в Азию, вряд ли кто задумывался, к чему это может привести, тем более с такой неожиданной стороны, как затор при разгрузке уже в самой Америке.

Вот здесь можно посмотреть ситуацию в онлайне, обратите внимание на Флориду, Техас и Луизиану.
19 Комментариев
  • prescott
    13 февраля 2015, 21:20
    … в регионе Балтийского моря...

    … считается одним из индикаторов реальной экономической ситуации в мировой экономике…



    А в Юго-Восточной и Восточной Азии как дела?
  • Petr S
    13 февраля 2015, 21:22
    > В сумме набегает до $250 тысяч в год.
    аффтар забыл американские НАЛОГИ
  • Алексей
    13 февраля 2015, 21:59
    Балтик Драй отражает не столько мировую, сколько европейскую экономику. Всё таки объёмы товарооборота в портах Северной Европы не сопоставимы с Сингапуром или Гонконгом
  • Mikola
    13 февраля 2015, 22:04
    На графике виден минимум за год, а пишите за 28 лет.
  • libez
    13 февраля 2015, 22:10
    Интересный флаг.
    • prescott
      13 февраля 2015, 22:40
      libez, да это Либерия, известный удобный флаг, под ним львиная доля судов плавает.
  • удалено
    13 февраля 2015, 22:27
    Аргумент wsj про нефть вообще не выдерживает критики, кстати, потому, что нефти меньше возить не стали, а она просто стала подешевле.
    Дешевую нефть и тратят больше, т.е и возить ее больше надо.
  • Dmr_Makovsky
    13 февраля 2015, 23:13
    Вот, например, Baltic Dry рухнул на 90% еще за несколько месяцев до мирового кризиса 2008г. — После этого дальше читать не стал, дома перевозили? или ипотечный нал?
  • alfa beta
    14 февраля 2015, 03:03
    Baltic Dry стоимостЬ фрахта на 20 основных маршрутах во все мире( а не по Балтийскому морю) среди 4 основных (по грузоводъемности) классов балкеров.
    Балтийский потому-что биржа Baltic Exchange .ToлЬко насыпные сухие грузы(никаких контейнеров и готовых товаров).
    В последнии 10 лет введено множество новых судов(при этом старые не списывалисЬ) получился избыток судов и замедление роста или отсутствие роста морских перевозок.
    Ерунду пишите.
  • KoValer
    14 февраля 2015, 04:29
    Я впервые услышал про Baltic Dry Index в январе 2011 года.
    Обстановка была такая: все рынки на хаях. Дальше — только рост. Мамба 2500 и т.д. На биржу текут неофиты. Один спрашивает: посоветуйте, каких акций купить. Ему отвечают: ну вот Северсталь, например, купи по 560 — стопудово 600 будет. (Ну да, стопудово. И даже 700. Но… через 4 года. И с промежуточной станцией на 210.)
    И тут вдруг неожиданно падает этот самый Болтик Драй.
    Те, кто в теме, предупреждают. Им начинают возражать, что это ни о чём и т.д.
    А потом: сначала в марте — землетрясение в Японии, потом в августе несостоявшийся дефолт США. Дефолт не состоялся, но рынки всё равно рухнули… «Сказали — в морг, значит, — в морг!»
    На западных рынках это была только существенная коррекция.
    Наш до сих пор оправиться не может. И вернулся к тем значениям только сейчас, и только в рублёвом измерении.
  • KoValer
    14 февраля 2015, 04:33
    а между тем Baltic Dry уже 555...
    Этот индекс ценится потому, что в отличие от большинства других индикаторов, считается ОПЕРЕЖАЮЩИМ.
  • svirepost
    14 февраля 2015, 07:07
    Познавательное, и Baltic Dry уже 530, хм.
  • Medved.US
    14 февраля 2015, 21:46
    сам отскочит! ;)

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн