Концерн АВТОВАЗ опубликовал финансовую отчетность по российским стандартам за 2014 год. По заявлениям президента компании, политика сокращения операционных расходов успешно претворяется в жизнь, а полученный колоссальный убыток объясняется потерями от обесценения российской валюты и общим сложным экономическим положением. Бесспорно, это многое объясняет.
А теперь обратимся к цифрам из отчетности. Чистый убыток превысил результат 2013 года на 268%! Более чем на 24% вырос объем долговых обязательств. И самое главное: чистые активы компании сократились почти на 98%, до 594 млн руб. То есть сейчас компания почти ничего не стоит, если учитывать масштабы бизнеса АВТОВАЗа.
Можно долго и упорно вести разговоры на тему того, что концерну не повезло и переходный период его бизнес-модели совпал с периодом очередного экономического кризиса. Даже если обратиться к показателю выручки компании, которая подросла на 8%, то обязательно нужно сделать поправку на рост цен. С учетом этого фактора рост продаж концерна не выглядит таким уж достижением. Кроме того, себестоимость продаж увеличилась без малого на 17% и превысила объем выручки. Валовая прибыль (не убыток) была получена лишь за счет дохода от субсидий.
Понятно, что отчетность по РСБУ не отражает всей картины, однако я бы не стал надеяться, что публикация консолидированной отчетности по МСФО существенно изменит положение. МСФО прольет свет на работу группы в целом и даст возможность более подробно ознакомиться с денежными потоками.
Также хочу обратить внимание на уверенное лидерство АВТОВАЗа на внутреннем рынке легковых автомобилей. Техника концерна пользуется устойчивым спросом, и различные модели автомобилей LADA занимают первые строчки в рейтингах популярности у покупателей. При этом АВТОВАЗу никак не удается выстроить свой бизнес так, чтобы генерировать прибыль. Это не получается сделать даже при серьезной поддержке правительства, которая не является разовым или исключительным событием. Компанию спасали и будут спасать еще не один раз, если это потребуется: слишком велико социально-экономическое значение концерна. К слову, деньги налогоплательщиков играют не последнюю роль в субсидировании, и речь в данном случае не только об АВТОВАЗа.
Финансово-экономическое состояние концерна не позволяет мне говорить о какой-либо привлекательности ценных бумаг АВТОВАЗа. Застой в российской экономике, сложная политическая ситуация вокруг украинского кризиса и заградительные санкции лишь многократно усиливают негативный фон, который оказывает влияние на весь отечественный бизнес. Поэтому я не могу высказывать оптимистичных ожиданий и верить в то, что уж в следующем-то году у АВТОВАЗа точно все получится, как это преподносится компанией. Расчетная стоимость ценных бумаг концерна находится ниже нуля, а данные об его финансово-хозяйственной деятельности только подтверждают это. Берегите свои деньги и нервы, ведь есть гораздо более привлекательные инвестиционные активы. В крайнем случае для размещения сбережений всегда есть старый добрый депозит.
Кирилл Маркин БКС
Все кучеряво…
почитай отчеты
www.lada.ru/images/annuals/annual_2010.pdf
Государственная помощь
Показатель За отчетный год За предыдущий год
Наименование Код
1 2 3 4
Получено в отчетном году бюджетных средств –
всего 910 35 716
в том числе:
911 10 –
получено субсидий из департамента
финансов мэрии городского округа
Тольятти
получено субсидий из федерального
бюджета 912 18 –
получено субсидий из бюджета
Самарской области 913 7 716
Бюджетные кредиты – всего
На начало
отчетного года
Получено за
отчетный год
Возвращено за
отчетный год
На конец
отчетного года
920 – – – –
Это вы перепутали калину с запорожцем и победой. Те были не требовательны.