На отрезке последних 50 лет ОПЕК активно регулировал нефтяной экспорт и нефтяные цены, балансируя спрос и предложение. Рынку от этого было спокойно — по материалам AForex.
Страны ОПЕК, особенно Саудовская Аравия, обладали сильными возможностями для максимального ускорения производства, когда это было нужно, а также оперативного сокращения добычи. Правда, нельзя сказать, что с дисциплиной было все в полном порядке. Страны часто не могли договориться быстро, но они договаривались, приходили к консенсусу, и все участники рынка, включая инвесторов, опять же были спокойны. ОПЕК контролирует 42% мировой добычи черного золота. Если говорить о рынке дешевой доступной нефти (не принимая во внимание дорогой сланец и трудно доступные месторождения), то под контролем ОПЕК все 60% рынка. Саудовская Аравия — это треть рынка ОПЕК. Резервы и запасы Королевства самые большие. Издержки по добычи минимальные. Саудовская Аравия обладает максимальным административным ресурсом по регулированию уровня добычи для всей ОПЕК. Несогласие Аравии с каким-нибудь решением ОПЕК — гарантия, что решение не будет принято. Страна живет спокойно — без масштабных потрясений. Текущая ситуация на рынке нефти — уникальная в историческом смысле. Никогда еще не было так, чтобы Аравия оставляла объемы добычи сырья на том же уровне при такой катастрофической просадке цены на нефть.
Почему Аравия не повлияла на нефтяные цены, хотя могла?
Самая очевидная экономическая причина (если отбросить вероятную марионеточную роль при США) — долгосрочная выгода. Сформировавшийся высокий уровень нефтяных цен 2011-2014гг. — стимулы для снижения потребления нефти и развития альтернативных источников топлива. Альтернативные источники — серьезный конкурент, который может в один прекрасный час лихо обойти нефтяную отрасль, имея более низкие издержки и высокую доступность для участников рынка. Таким образом, Саудовская Аравия выступает против альтернативных производителей нефти. Ориентировочная себестоимость альтернативной добычи — около $60-80. Просадка нефти ниже указанной границы блокирует развитие технологий, делая альтернативную добычу сырья неинтересной.
К какой цене на нефть стоит готовиться?
$40 на ближайшие пару лет — вполне исполнимый сценарий, который допускает даже такой консерватор, как Goldman Sachs.