Для тех, кому кажется, что проблемы этого года ждут только Россию, а на Западе царит покой и благополучие, что вечнозеленый живет и здравствует, хочу показать несколько очевидных противоречий, в которых настоящее время запутались США, как муха в меду. Эти противоречия видны всем, кто способен трезво и отстраненно смотреть на вещи, не обращая внимания на изыски статистических и рейтинговых манипуляций.
1. Долги и курс доллара.
Сам по себе государственный долг любой страны, будь то США или любое другое государство, не страшен. И даже не столь страшно популярное сравнение объема долга с ВВП. Гораздо важнее другое. Любой долг жив до тех пор, пока существует способность его нормального обслуживания. Последнее упирается в способность и готовность внешних операторов рынка покупать новые долги хотя бы в обмен на погашение старых. Для этого вложения в доллар и долговые долларовые обязательства должны обладать двумя важными факторами. Коммерческой привлекательностью, то есть обещать владельцу капиталов прибыль. И надежностью, то есть отсутствием серьезных рисков получить вместо прибыли убыток. Прибыль может быть обеспечена либо высокими (больше инфляции) процентами, либо возрастающим курсом доллара по отношению к валюте происхождения капитала. Высокие процентные ставки отсутствуют. Причин две: рост процентов требует существенно большего притока свежего капитала при рефинансировании уже набранных долгов и плохо воспринимается инвесторами с точки зрения рисков. Остается рост доллара, что мы сегодня и наблюдаем. В краткосрочном аспекте это позволяет США выкручиваться, но уже в среднесрочном плане приводит к замедлению экономик тех стран, откуда происходит экспорт капитала и влечет за собой сокращение его потока. Важнейшим показателем устойчивости национальной экономики является состояние фондового рынка. Он должен расти. И пока растет. Но деревья не растут до небес. В какой-то момент отрыв фондовых индексов от состояния реальной экономики становится невозможно скрыть и объяснить никакими теориями. И это еще один серьезнейший вид рисков.
2. Золото.
Сколько ни пытались нас маститые экономисты в последние десятилетия приучить к тому, что золото это просто товар среди многих других, это ничего не изменило. Золото было и остается мировой валютой, обладающей существенными преимуществами перед любой другой. Хотя бы потому, что его нельзя напечатать в неограниченных количествах. Золото является главным конкурентом доллара в борьбе за свободную ликвидность. Оно свободно от любых рисков, присущим всем эмитируемым валютам, не зависит от экономического здоровья эмитента. Для того, чтобы доллар казался выигрышным по отношению к золоту, цена последнего должна быть низкой и не подавать сигналов к росту. И мы видим, что последний год цена золота неуклонно снижалась, и сегодня остается вблизи минимальных значений. Но ничто в этом мире не дается бесплатно. Даже при том, что удержание низкой цены на золото происходит в основном «бумажными» методами, оно все равно неизбежно приводит к вымыванию реального металла в распоряжении игроков на понижение. И этот процесс имеет предел. Тем более, что биржевой принцип «покупай дешево, продавай дорого» никто не отменял. А любой прорыв уровней сопротивления цен на золото может очень быстро привести к краху доллара. И риски постояно возрастают.
3. Нефть.
Любые разговоры о дефиците или избыточности нефтяных запасов бессмысленны вне контекста текущих цен на нефть. Объемы доступной в оперативной перспективе нефти всегда (хоть и с некоторым временным лагом) зависят от цен. Падение цен приводит к сокращению, а потом и прекращению инвестиций в добычу, следом неизбежно падают объемы добычи, возникает дефицит, растут цены, вновь появляются инвестиции, растет добыча. Так работает этот рынок. При падении цен в максимальном проигрыше оказываются небольшие компании. Не имеющие запаса ликвидности, чтобы пережить трудные времена. Плюс значение имеет себестоимость нефтедобычи при разных методах и в разных регионах. Для обеспечения роста доллара и необходимого притока капиталов в долговые инструменты США нужна низкая цена на нефть, «бумажный» рынок которой является одним из крупнейших по объемам вложенных средств. Сегодня именно из нефтяного рынка США подбирают недостающие капиталы для своих трежерис. Но одновременно снижение цен на нефть вызывает сокращение свободного денежного потока у мировых нефтепроизводителей, который является одним из главных каналов финансирования американского долга. Другим фактором понижения нефтяных цен является неизбежное сокращение добычи сланцевой нефти на территории самих США, обладающей более дорогой себестоимостью процесса. Пока наблюдается только процесс сокращения и прекращения инвестиций в новые скважины, но уже начинается и процесс банкротств.
4. Фондовый рынок.
Проблема фондового рынка США помимо озвученной выше в том, что чем выше индексы, тем более нервно рынок реагирует на любую негативную информацию. Пока любой негатив блокируется бесконечными эмиссионными вливаниями со стороны ФРС, но чем большую долю эмиссионные деньги занимают на рынке, тем меньше на нем возможностей для заработка и тем выше риски обвала. Аутсайдеры, являющиеся главным источником прибылей для маркетмейкеров просто разоряются или выводят прибыль со ставшего слишком рискованного актива. А трудности нефтяных компаний США в связи с падением нефтяных цен легко могут превратиться в новый крах «доткомов».
5. Производство.
Статистика США радостно публикует позитивные данные о динамике производства в США. Но здесь есть сразу две засады. Во-первых, существенную долю прироста давали до последнего времени именно нефтяные компании, разрабатывающие сланцы, и компании, производившие для них оборудование. Взаимосвязанный крах обеих групп способен очень серьезно повлиять на ситуацию. Вторая засада кроется в курсе доллара, рост которого делает американские товары все более неконкурентоспособными на внешних рынках. Здесь пока выручает экспорт военно-промышленной продукции, но она закупается на государственные деньги, а бюджеты практически всех покупателей американского вооружения либо дефицитны (то есть долговые инструменты покупателей впрямую конкурируют с американскими), либо принадлежат нефтяным странам Залива, которые в связи с падением нефтяных цен также имеют все меньше свободных средств.
В качестве резюме могу только заметить, что указанный клубок противоречий не имеет бесконфликтного решения в принципе. А любой маломальский сбой неизбежно приведет к идеальному шторму на всех рынках сразу. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Извне точно оценить оставшийся запас прочности просто невозможно. Но поскольку крупных ликвидных рынков вне США уже практически не осталось, ждать не долго. Начало обвала фондовых рынков Европы станет финальным аккордом затянувшейся истории американской финансовой пирамиды.
chipstone. cont.ws/post/71936/
P.S. Ко всему можно добавить кризис в американской правительственной машине. Об этом можно написать много, но из последнего — вчера были уволены за непрофессионализм четыре заместителя руководителя американской Секретной службы, а еще один подал рапорт и ушел добровольно. Так что после провалов и скандалов последнего времени руководство Секретной службы сменилось полностью, идет масштабная чистка и поиск «предателей» в ЦРУ и АНБ.