В конце 2014 года получить кредит удавалось едва каждому двадцатому клиенту банков и МФО, сообщают «Известия» со ссылкой на данные ОКБ. Тремя годами ранее потенциальные заемщики получали «добро» примерно втрое чаще. По словам замгендиректора ОКБ Николая Мясникова, в 2014 году банки снизили уровень одобрения кредитных заявок в 4–5 раз и в 2015 году требования к заемщикам будут ужесточаться.
В самих банках ужесточение кредитной политики связывают с повышением ЦБ РФ минимальных ставок резервирования по необеспеченному розничному кредитованию и ростом просроченной задолженности в результате бума потребительского кредитования в 2010–2012 годах.
За ноябрь 2014 года доля выданных россиянам кредитов, платежи по которым просрочены больше чем на три месяца,выросла до 8,1% – наибольшего за последние четыре года уровня. К началу 2014 года доля просроченных физическими лицами на 90 и более дней кредитов составляла 5,8%, а их объем оценивался ЦБ в 549,34 млрд руб. За 11 месяцев доля «просрочки» выросла на 2,3 процентных пункта, а ее объем – на 332 млрд руб.
Непогашенным в установленный договором срок к концу ноября 2014 года оказался каждый шестой выданный физическим лицам кредит. Доля таких кредитов составила, по данным ЦБ, 16,5%. При этом среди ипотечных кредитов доля непогашенных вовремя ссуд составила 6,3%, среди прочих жилищных кредитов – 3,7%, среди кредитов на покупку автомобилей – 8,7%, а среди потребительских кредитов – 19,2%.
Коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» выступило ранее с прогнозом о том, что в 2015 году просроченная задолженность граждан перед банками может вырасти почти на 60%.
В 2015 году требования, предъявляемые банками к заемщикам, станут еще жестче из-за вступления в силу предельных значений полной стоимости кредитов. В соответствии с расчетами ЦБ потребкредиты теперь могут стоить дороже 46,79% годовых. Лишившись возможности компенсировать потери от выдачи рискованных кредитов за счет повышения ставок, банки будут сокращать выдачу кредитов непроверенным клиентам.
Замначальника управления разработки розничных банковских продуктов СБ Банка Елена Трофимова отмечает, что в настоящее время на процент одобрения кредитных заявок оказывает влияние и ряд других факторов.
«Это проблемы банков с заимствованиями, нестабильная внутриэкономическая ситуация, банковский кризис и главное — такая неизвестная на данный момент величина, как стоимость фондирования. Во второй половине декабря мы наблюдаем резкое удорожание привлеченных средств, зачастую экономически не обоснованных по стоимости. Так что ожидать увеличения количества положительных решений по кредитам не стоит»,
Но можно, например, кредит взять, чтобы должность в ГАИ купить. Это выгодно даже сейчас.
Следовательно отсутствие кредитов у физ лиц не особо скажется на российском производителе товаров или услуг.
Хуже обстоит дело с кредитованием юр. лиц. даже крупные банки перед НГ остановили выдачи уже по одобренным проектам, например лично знаю ситуацию в Россельхозбанке.
И даже полученные перед самым НГ внутреннем распоряжении не обнадеживает российских предпринимателей, потому что ставки около 30%, а это ведь надо как-то отработать, а так же условия залогов ужесточились, ну и куча дополнительных головных болей.
Что делают банки у которых есть возможность привлечь рубли?
Берут эти рубли переводят в бакс и гонят на иностранные площадки через подконтрольные оффшоры (да собственно тут уже писали статью подобную на СЛ) прокручивают их там и возвращают домой уже по более высокому курсу обратно уходя в рубль.
Прибыль в разы интереснее чем дать денег юрикам.
Так вот ЦБ с головой явно не дружит и если ранее он позволял играть банкам в пирамидку РЕПО, то сейчас они попасть могут в еще более крутую ловушку, ведь контроля со стороны ЦБ ноль, а попасть за бугром на маржинколы элементарно.