«Каменный век кончился не из-за недостатка камней. Нефтяной — не потому, что кончилась нефть». - шейх Ахмед Заки Ямани, бывший министр нефти Саудовской Аравии. Он заявил в 2000 г.интервью британскому «Телеграф» — через тридцать лет будет очень много нефти. Только вот покупателей на неё не будет". Прошло 15 лет и вот мы пришли к концу большой нефти.
Марк Stansberry, в своей книге «Америка нуждается в энергии Америки» (2012), видел природного газа в качестве моста к энергии ветра, солнца и новой экономике основанной на водороде. Проблема лишь в том, что такой переход не может осуществиться очень быстро и даже не столко по техническим причнам, сколько потому, что владельцы энергетических компаний должны как-то окупить свои инвестиции, отбить кредиты, получить прибыль. При этом органы власти государств поддерживают устаревшую энергетику, фактически являясь партнерами этих самых энергокомпаний. Тут вам и налоговые преференции, и фактическое игнорирование разрушительного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Газовики утверждают, что способны сделать Америку энергетически независимой. Это лишь очередная ложь и игра слов. Развитие возобновляемых источников энергии — вот путь, который сделает реально энергетически независимыми и Америку, и другие страны.
Энергия солнца, ветра и воды практически бесплатна, для её получения не нужны трубопроводы, буровые, вся система транзита. Добыча сланцевой нефти в США разрушает почвы и отравляет воду. Производство энергии «на месте», прямо дома у людей делает их гораздо более независимыми, чем любые ископаемые виды топлива. Тем не менее, интересы геополитики и бизнеса заставляют США разрабатывать ещё более дорогостоящие стратегии использования этих ископаемых видов, которые сделают США зависимыми от этих видов топлива ещё лет на 50 -100.
Новая эра добычи, хранения и совместного использования энергии — GIR ( Green Industrial Revolution — зелёная промышленная революция) — уже развивается в Европе и Азии.
Тому способствует много факторов. Присоединение Путиным Крыма и его действия на Украине потрясли Европу и весь мир. С хорошей стороны, эти события продемонстрировали народам, какое влияние могут оказывать страны, контролирующие нефтегазовый ресурс и объединило их услия по возобновляемой энергетике, чтобы быть независимыми от российского нефтегаза.
Схожая ситуация была когда Буш ввел американские войска в Кувейт в 1991 г. с целью освободить его от террористов. Война на ближнем востоке длится уже больше 10 лет и все более распространяется. Террористы на ближнем востоке спонсируются нефтегазовой индустрией. Если бы США и другие страны перестали покупать у них нефть, война там закончилась бы.
Наиболее полный анализ выгоды от устранения налоговых льгот для американской нефтегазовой промышленности предоставил в 2009 г. Alan Krueger - главный экономист и американского минфина в обращении к конгрессу — он подсчитал, что это принесет $20.3 миллиона в период до 2019 г. Республиканцы, контролируемые нефтегазовым лобби, зарезали эти предложения.
Сегодня три ключевых фактора остановят топливную промышленность и сделают предсказание Ямани истинным для всех видов ископаемого топлива.
1.
Плата за углеродные выбросы.
Налоги на эти выбросы окажут такой же эффект, как налоги на курильщиков в европе. Конечно, необходимость заплатить несколько центов сама по себе не останавливает курильщиков, но эти центы идут на исследования и разработки по прекращению курения, и как результат в ЕС установка не некурение стала частью культуры и корпоративной этики.
2.
Сетевой паритет — когда стоимость электричества производимого альтернативными станциями меньше или равна стоимости производимого обычными станциями. Достижение сетевого паритета происходит в точке, которая позволяет альтернативному источнику энергии конкурировать без государственной поддержки и субсидий. Стоимость энергии традиционных источников растёт не только из-за их себестоимости, но и из сопутствующих расходов, например страховок (особенно стало актуально после Фукусимы). По всему миру происходит ликвидация атомных электростанций. Стоимость их обслуживания черезвычайно велика, дополнительные расходы в случае аварий вообще непредсказуемы. В то же время стоимость содержания альтернативной энергетики постоянно снижается.
Китай сегодня — мировой лидер по производству систем для солнечной и ветроэнергетики.
Все эти процессы идут настолько быстро, что New York's Sanford and Bernstein Investment Bank даже заявил о «энергетической дефляции».
В апреле 2014 г. Kepler Chevreux опубликовала исследование, в котором утверждается, что нефтегазовые компании потеряют в ближайшие 20 лет порядка $28 триллионов.
В опубликованном в марте 2014 г. докладе CitiGroup говорится, что удешевление альтернативной энергетики подчиняется закону Мура, и идёт в среднем на 11% в год.
3.
Нулевые предельные издержки.
предельные издержки — это стоимость производства ещё одной единицы товара/сервисной единицы после выплаты фиксированных затрат.
Компании стремяться сократить эти издержки, используя технологии. Однако сегодня мы вступили в эру максимальной производительности, когда эти издержки практически равны нулю. (т.е. по сути все равно — произвести сто единиц товара или тысячу). Этот феномен чуть не убил кинобизнес и бизнес звукозаписи, а сейчас добивает газетно-журнальную и книжную индустрию. Сегодня солнечные системы уже продают в Икее, стоят они $11,000 и окупаются за 5 лет.
Мы на пороге грандиозных перемен. После того, как что интеграция и, следовательно, связь снижения цен для возобновляемых источников энергии и повышение затрат на добычу с распределением пересекаются, спрос будет быстро смещаться и продвинет нас к «глобальной энергетической дефляции.» Есть многие регионы и страны мира, где это уже началось.
Это в укороченное переложение оригинал тут :
www.huffingtonpost.com/woodrow-clark/oil-and-ga-game-ends_b_6061194.html