Общеизвестным правилом мировой политики является симметричность применяемых сторонами мер, или принцип — действие вызывает сопоставимое противодействие. В этом отношении позиция России пока является (или только выглядит?) пассивной, это заверения об эффектах «бумеранга» и вялая критика МИДа. Оптимальными, с моей точки зрения, являются следующие шаги:
1. Полная распродажа US treasures. Отвесно лить не надо, несмотря на ликвидность долгового рынка гособязательств США, одномоментный выброс более сотни ярдов повлияет на цену, несомненно. А темпом по 5 ярдов в день вполне решается за месяц. Необходимость данного шага кажется очевидной, из потенциального противника США быстрым темпом двигаются с сторону реального, риски заморозки или использования активов в качестве залога, например, по делу Юкоса ненулевые.
2. Конвертация средств по п.1 в золото. Никаких фьючерсов и прочего деривативного папира, только слитки с последующей транспортировкой на хранение на территорию страны. Здесь все сложнее, годовые объемы общемирового рынка физического золота имеют величины одного порядка с величиной трежерис России. Появление большого объема способно резко поднять цены, поэтому выход в золото придется проводить значительно более долго.
3. Изменение внутреннего законодательства России, в частности закона о ЦБ, а точнее пунктов, где ориентиром для выбора инструментов для ЗАВР являются рейтинги пресловутых Фитчей-Мудисов. Есть ли смысл говорить о том, что ААА у правительства США будет по версии фитчей даже за 15 мин до дефолта? Внесение возможности принудительного ограничения инструментов для ЦБ, соответственно, с внесением US treasures туда первым номером.
4. Возможность приобретения в ЗВР бумаг Российских эмитентов, где у государства есть контрольный пакет. Источник — реализованные в п.1 средства. Неоднократно обсуждалась парадоксальность ситуации, когда кредитуется иностранное правительство под проценты гораздо более низкие, чем те же российские госбанки потом привлекают на рынках еврооблигаций. Сейчас, когда наши банки по факту пытаются отрезать от длинного финансирования, это сильно облегчит жизнь промышленному и финансовому сектору.
5. После выполнения п.1 и частичного выполнения п.2, честный диалог о возможной реализации ЦБ долговых обязательств ЕС, в случае последовательного продолжения санкций.
Как то так..