Василий Олейник
Василий Олейник Копипаст
05 июля 2014, 20:02

Что такое IPO и зачем это нужно.


Что такое IPO и зачем это нужно.

В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Тем не менее, не все знают о том, какой объём работы стоит за этим процессом перехода компании от частной к публичной. Сегодня мы рассмотрим этот процесс по шагам.

Что такое IPO


Когда компания хочет предложить свои акции широкой общественности, она проводит IPO(Initial Public Offering – IPO). Соответственно, статус организации меняется — вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).

У частных компаний могут быть акционеры, но их не так много, и такие компании сталкиваются с требованиями регулирующих органов, отличных от тех, которые предъявляются к публичным. Процесс подготовки первичного размещения акций IPO) занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.


Зачем компании проводят IPO


Все дело в деньгах — компания хочет привлечь средства. После получения эти деньги могут использоваться для развития бизнеса или, к примеру, реинвестиций в инфраструктуру.

Еще один плюс наличия публично торгуемых акций компании — возможность предлагать топ-менеджерам опционы, переманивая лучших специалистов. Помимо этого, акции могут быть использованы в ходе сделок по слиянию и поглощению, покрывая часть оплаты — при покупке Facebook WhatsApp, основатели мессенджера получили значительную часть $19 млрд акциями социальной сети, которая уже вышла на биржу. Попадание в листинг крупнейших мировых бирж — NYSE или NASDAQ — это просто престижно.

Первые шаги при подготовке к IPO


Компания, которая собралась на биржу, нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые будут заниматься процессом организации IPO. Теоритически, возможно организовать торговлю своими акциями и самостоятельно, но на практике так никто не поступает. Банки, занимающиеся организацией IPO, называются андеррайтерами.

После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.

  Что такое IPO и зачем это нужно.

После того, как подписано соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России. В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.

В чем интерес андеррайтеров


Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.

Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам, иногда даже в разных частях света. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.

Цена акций, биржа


При приближении даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.

Аналогично с андеррайтерами, за размещение крупных и перспективных компаний конкурируют и биржи, для которых появление такой компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов. Также играет свою роль и престиж. В случае такой популярной компании, представители бирж выступают перед её руководством, объясняя плюсы размещения акций на своей площадке.

  Что такое IPO и зачем это нужно.

Покупка акций при IPO


Частные инвесторы никак не могут купить акции компании до официального старта торгов. Часто в первые дни торгов акции новых компаний подвержены сильным колебаниям, поэтому обычно аналитики советуют не торопиться с совершением сделок, а выждать пока цена установится на более или менее стабильном уровне.

Почему российские компании проводят IPO за границей


В последнее время российские компании стали проявлять определенную активность и на Московской бирже («Яндекс» провел дополнительное размещение акций, а «Дождь», «Большой город» и Slon.ru планируют объединиться в холдинг и осуществить IPO). Тем не менее, большая часть биржевой активности российских компаний происходит за рубежом.

Вот что на этот счет думает главный экономист ITinvest Сергей Егишянц:

Всё очевидно: капиталы на Западе — поэтому там и размещают свои ценные бумаги компании со всего мира, в том числе российские. В последнее время набирают популярность IPO в КНР — потому что местный рынок капитала тоже раздулся до изрядных масштабов, поэтому привлечь китайские деньги стремятся многие.

На российские площадки западные и восточные инвесторы не спешат — по многим причинам (защита прав собственности не вызывает энтузиазма, ёмкость рынка на порядки меньше и т.п.). Теоретически, конечно, и в России капиталов немало, но это только если смотреть формально: ясно же, что большая часть свободных (!) активов, которыми владеют крупные бизнесмены и некоторые политики, размещена отнюдь не на счетах в Сбербанке, а в западных офшорах, фондах и банках. В подобных условиях поведение российских фирм, ищущих размещения на Западе, вполне естественно.

Что такое IPO и зачем это нужно.

IPO российсих компаний в 2005-2013 гг. Источник данных: PWC

Плюсы и минусы проведения IPO


Сам факт проведения IPO для компании обычно позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга.

Среди недостатков IPO можно отметить усиливающее после выхода на биржу внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.
52 Комментария
  • BoNuS
    05 июля 2014, 20:16
    Хороший текст.

    Василий чего ожидаешь от понедельника?
      • BoNuS
        05 июля 2014, 20:49
        Василий Олейник, вот именно интересно, почему не состоялись?
          • BoNuS
            05 июля 2014, 21:07
            Василий Олейник, имхо нет смысла в них. Войска Украины давят ополченцев. Зачем им прекращать?
      • Igr
        05 июля 2014, 21:27
        Василий Олейник, возможно — не смотря ни на что, это фанатизм шорта?
        ну и когда всё не за рост, как раз он и будет) а?
          • Igr
            05 июля 2014, 21:33
            Василий Олейник, точно! как и в жизни)
            +
  • BROKER
    05 июля 2014, 20:18
    Очень часто IPO это момент когда все сливки из компании выкачаны и компания дошла до стадии начала деградации и владельцы готовы снять последнюю пенку с компании, завернув ее в красивый фантик.
    Но бывают конечно и случаи, когда пустышку заворачивают в фантик и продают как дорогой трюфель. И потом цена падает на 99%. Например компания рекламируемая вашим ярым оппонентом — арсагера.
      • Александр Шадрин
        05 июля 2014, 21:28
        Василий Олейник, где и кого обманула Арсагера? Что Вы пишите всякую чушь!

        По поводу лохов — это Ваша терминология, и Вы ищите кого кинуть…

        Как Ваше автоследование — почему динамика счета превратилась в пульс мертвеца?

        mfd.ru/tradingsignals/strategies/view/1507

        краткосрочный трейдер и работает не долго...((

        как только что-то не получается — сразу бросаешь, только всякие гадости ума хватает писать про людей, которые более 8 лет публично работают в сфере управления… и очень успешно для своих пайщиков!
          • Александр Шадрин
            05 июля 2014, 21:37
            Василий Олейник, я то знаю по какой цене, какой объем был размещен, и причины падения цены — а ты знаешь?

            а также сколько заработали пайщики в ПИФах…

            Василий голословные обвинения — напоминают разговоры бабки около подъезда, ты же эксперт
              • Данила
                05 июля 2014, 22:08
                Василий Олейник, вроде бы сам грозился приехать и разобраться несколько месяцев назад. Уже вырос?
              • Александр Шадрин
                05 июля 2014, 23:39
                Василий Олейник, понятно, но это ты распространяешь клевету, за которую можно и по закону ответить!
              • BROKER
                06 июля 2014, 01:58
                Василий Олейник, ухаха))))
                Зачем так грубо с профчленом?))))
    • dorofey888
      05 июля 2014, 21:24
      BROKER, насколько я помню, в своей книге Арсагера не советует покупать акции на первичных размещениях.
      • Алексей
        05 июля 2014, 22:39
        dorofey888, да вообще на первичное размещение, если не знаком изнутри с компанией, лучше не суваться. Высок риск, что реклама сделала свое дело и акции будут переоценены
      • BROKER
        06 июля 2014, 01:59
        dorofey888, ну, да. Арсагера планирует IPO и рекомендует не покупать? Пххххххххх))))))))
      • BROKER
        06 июля 2014, 02:03
        Василий Олейник, ивесторам неважно насколько упали акции после того как они упали на 99%. Они думают что если упали на 90% и выросли на 300% то у них +210%. Это ёпть инвесторы)))
      • Александр Шадрин
        06 июля 2014, 09:21
        Василий Олейник, этот график, что ты привел был результатом флеш-моба, по типу в котором ты участвовал с Селигдаром, компания к этому отношение не имеет!

        Если бы ты был экспертом, и мог анализировать (и самое главное думать), то поискал информацию прежде, чем писать всякую чушь.

        Я уже заметил — ты не в первый раз пишешь о чем-либо очень поверхносто и не вдаваясь в суть дела. Понимаешь, голословные обвинения без фактов и аргументов для толпы годятся, но для эксперта выглядят очень глупо…

        Для справки.
        В 2007 году УК «Арсагера» в ходе IPO было размещено 3 817 165 обыкновенных акций дополнительного выпуска по цене – 4,30 руб. за акцию. Планировалось разместить 100 млн. обыкновенных акций, и уже были договоренности по приобретению 50% размещаемых акций с московской инвестиционной группой «Центр решений», действующей в интересах группы инвесторов, но сделка сорвалась (не была оплачена в связи с кризисом ликвидности на фондовом рынке).
        Решение совета директоров о цене размещения опиралось в первую очередь на перспективы компании, а не на математические расчеты, – отметил тогда ведущий специалист управления по привлечению капитала «Арсагеры» Андрей Поляков, – так как рынок доверительного управления находится в зачаточном состоянии. Видимо поэтому размещение не удалось – продажу менее 4% акций трудно назвать удачей.

        Василий, в аргументации ты скатываешься на уровень Гусева, через 30 лет ты не вырастешь, а деградируешь именно туда, мне жаль тебя…

        Наверное, ты прав общение с тобой — это пустая трата времени. Завидуй молча.
          • Ladimir Semenov
            06 июля 2014, 14:22
            Василий Олейник, Александр Шадрин, <3 Russia…
            Два самых глубоко уважаемых мной человека на форуме(как минимум из), спорят как школьники. Ну КАК?!
            Вы УМНЫЕ люди, профессионалы. Оба. Вы оба умудряетесь делать деньги на рынке. Ну куда вас несет?
          • Александр Шадрин
            06 июля 2014, 12:09
            Василий Олейник, опять поток грязи…

            за Селигдар в США ты бы был крупно оштрафован и уже никогда не мечтал бы работать в брокерской компании экспертом...))

            а у нас еще позволяют таким людям работать в финансовой индустрии…
              • Александр Шадрин
                06 июля 2014, 14:30
                Василий Олейник, следователи из Управления «К» ФСБ России так не считают...)))
  • Владимирович(KUKLriu1)
    05 июля 2014, 21:06
    рубля по 3.0 ай пи о, сейчас 0.8265
  • Алексей
    05 июля 2014, 21:15
    василий, сейчас буду делать топик))в хорошем отношении про тебя))так что не уходи.
  • dorofey888
    05 июля 2014, 21:20
    Привет :)
    Хороший текст. Спасибо. Подавляющее большинство первичных размещений росскийких компаний заканчиваются плохо для инвесторов www.2stocks.ru/main/invest/stocks/info/ipo
    • Ladimir Semenov
      06 июля 2014, 14:25
      dorofey888, Да… Но если в слепую кидать Х рублей в каждую IPO то похоже профит будет.
  • Леха Майтрейд
    05 июля 2014, 22:12
    Василий, раз ты у нас профи, хотел бы услышать от тебя такой же достойный вопрос.
    smart-lab.ru/blog/191966.php
  • Евгений Макеев
    05 июля 2014, 22:41
    smart-lab.ru/blog/173488.php
    Мой опыт IPO :))))
  • NeoNeo
    06 июля 2014, 10:30
    Интересная статья, простым языком. Наверняка она попадет ни в один доклад студентов

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн