Сегодня на саммите Евросоюза будет рассмотрена инициатива Польши о создание так называемого
Энергетического союза в рамках ЕС. Эту инициативу полностью поддержал европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Энергетический союз предусматривает создание в Европе некой структуры, которая будет единым покупателем газа в ЕС у внешних поставщиков. Напомню, в середине апреля польский премьер Дональд Туск опубликовал в The Finacial Times статью с предложением создать общеевропейский энергетический союз, который уменьшит зависимость от поставок газа и нефти из России, которая как основной поставщик газа в ЕС имеет возможность диктовать цены на экспортируемое сырье и его объемы. Пока, правда, предполагается создать лишь консультационный орган, который будет координировать заключение крупных энергетических контрактов. Но в дальнейшем предполагается превратить это в некую энергетическую биржу, где будут торговаться контракты не только на СПГ, но и на трубопроводный газ в режиме спотовых цен, как это сейчас происходит в США. Где весь газ продается на бирже по ценам, которые не привязаны к ценам на нефтепродукты и другим альтернативным источникам энергии.
На сегодня потребности Евросоюза оцениваются в
460 миллиардов кубометров в год. На долю «Газпрома» в этом объеме приходится
примерно треть или 140 млрд. кубометров. В Брюсселе опасаются, что продолжающийся конфликт на Украине, обеспечивающей транзит российского газа, может негативно отразиться на поставках в ЕС. «Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет по принципу «бери или плати», заключенных на базе межправительственных соглашений. Правда используются и новые формы торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж. Формула цены в них привязана к корзине нефтепродуктов.
О том, как формируется цена на российский газ для зарубежных потребителей это тайна за семью печатями. Конкретные цифры становятся известны только в ходе «газовых» войн и конфликтов. Однако и так очевидно, что стоимость голубого топлива из России для разных стран региона заметно различается. Поэтому, затея ЕС с единым покупателем, несомненно, выгодна ЕС, но вряд ли устроит Газпром. В прошлом году средняя цена тысячи кубометров газа европейским странам составила 380 доллара, практически эту цену Россия предлагала Украине, в ходе недавних переговоров, которые, как известно, завершились ничем. В страны СНГ и Балтии Газпром поставляет топливо по 272 доллара за тысячу кубометров. Примерно такую цену хочет Украина. Так что в подходе Киева есть определенная логика, что бы не говорили представители газовой монополии. Ну а самый дешевый газ из России получают наши стратегические партнеры. Белоруссия и Армения, примерно 190 долларов. Что так же вполне логично. А больше всех платят «Газпрому» страны бывшей Югославии, Польша и Чехия. Свыше 500 долларов за тысячу кубов. Это как бы список стран-изгоев, по версии Газпрома. Но как туда попала, казалось, дружественная нам Сербия не понятно.
Ну а проект одной цены на газ для Европы отвечает идее создания в ЕС единого газового рынка и реализации норм третьего энергопакета, ставшего камнем преткновения в российско-европейских газовых отношениях. Настроения в этом вопросе были подогреты событиями на Украине, возродившими старые европейские фобии по поводу критической газозависимости от России. Только приведет ли эта мера к снижению цены на газ для европейских потребителей, сказать сложно. Для реализации механизма единых цен и единых правил необходимо, чтобы большая часть газа в Европе продавалась на бирже. В этом случае цены контрактов будут привязаны к индексам спотовых цен, устанавливаемых на торговых площадках. А они зачастую бывают и выше контрактных. К тому же, кроме «Газпрома» в Европе есть и другие поставщики природного газа. Ближние — Норвегия, Великобритания, Нидерланды, дальние — Алжир и Ливия. Но полностью заменить российский газ, им не под силу, даже если теоретически можно нарастить объемы добычи. Поэтому на значительное снижение цены для потребителя вряд ли стоит рассчитывать. А вот американский сланцевый газ, что бы не говорили на западе, не конкурент нашему из-за его высокой себестоимости.
Что касается «Южного потока», то, как заявил комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, Европейский союз, в принципе, не против этого проекта. Однако, чтобы его строительство разморозили, Россия должна признать нормы третьего энергопакета. А согласно ему, собственниками магистральных трубопроводов на территории ЕС не могут быть газодобывающие компании. Что для Газпрома, очевидно, неприемлемо. И тут получается, еще один камень преткновения, сдвинуть который будет очень не просто. Но договариваться все равно придется. И если Евросоюз все же решит действовать сообща на газовом рынке, Газпрому будет трудно играть ценами, как сейчас и придется пойти на ценовые уступки европейским потребителям. Хотя и не исключено, что европейцы так и не договорятся выступить единым фронтом, и на европейском газовом рынке все останется по-прежнему.
Вы пишите, что Великобритания продает газ ЕС, но Англия также покупает значительные объемы у России, по очень, очень низким ценам. Не «пахнет» ли здесь мошенничеством, в которых участвует Газпром.