По мотивам поста
http://smart-lab.ru/blog/159182.php
Цитаты из книги Савельева С.В. «Изменчивость и гениальность»
"… физиологическая активность головного мозга носит дифференциальный характер. При повышении нагрузки на мозг скорость и объем движущейся крови возрастают неравномерно по всему его объему. В тех областях мозга, которые испытывают максимальную физиологическую нагрузку, кровоток усиливается, а невостребованные области сохраняют минимальное кровообращение. Добиться системного увеличения кровотока всего мозга при физической нагрузке скелетной мускулатуры крайне затруднительно. В такой ситуации высокая скорость кровотока будет поддерживаться только в сенсомоторных областях. В остальной части мозга кровоток будет сохраняться на низком уровне. Систематическая и многолетняя нагрузка одних и тех же областей мозга способствует дифференциальному развитию склеротических процессов. Возрастные патологические явления в мозге повторяют поверенческие приоритеты. Если в поведении превалировала двигательно-моторная активность, то в первую очередь патогенетические события затронут ассоциативные центры, и наоборот.
До 30 лет масса мозга увеличивается, затем 15-20 лет остаётся постоянной и начинает снижаться. Снижение массы мозга вызвано гибелью нейронов."
«Структурная организация мозга человека несёт в себе следы эволюционного становления иерархических систем анализаторов, моторных и ассоциативных центров. Поэтому локализация функций в коре полушарий является только финальной частью длинной цепочки специализированных центров других отделов мозга».
«Свойства мышления (М):
1. Любые генетически детерминированные формы поведения не могут считаться М.
2. М всегда индивидуально и не может быть абсолютно идентичным у двух особей.
3. Биологической целью М является решение проблем поиска пищи, размножения и достижения поведенческой иключительности конкретной особи.
4. Поведение, ставшее плодом М, не наследуется по генетическим законами, а передается следующему поколению с помощью непосредственного научения — социального наследования информации.
5. М — только потенциальная способность мозга, построенная на индивидуальных особенностях нервной системы. При благоприятных условиях способность к М может никогда не реализоваться за время жизни конкретной особи. Для реализации М необходимо полностью исчерпать все врожденные формы поведения.
6. М — самое энергетически невыгодное занятие для мозга. Вся история эволюции нервной системы построена на стремлении к экономии расходуемой энергии, а не на её трате. Любая интеллектуальная нагрузка очень затратна для организма, поэтому в эволюции мозга сложились изощренные способы её избегания и имитации.»
«Казалось бы, крупный мозг приспособлен решать очень сложные задачи, но он этого категорически не хочет. В ход идут все отработанные эволюционные приёмы: от химической стимуляции эндоморфинами бездеятельности мозга до глубоких вегетативных расстройств желудочно-кишечного тракта при глубокой задумчивости. Бездеятельность, связанная с экономным расходованием энергии, имеет жёсткий функциональный характер, но она воспринимается сторонними наблюдателями как „отдых“, „развлечение“ или „лень“.
Большой энергозависимый мозг не может интенсивно работать столько, сколько хочется его обладателю. Если возбужденный примат заставит свой головной мозг долго и интенсивно работать, то организм просто погибнет. Поэтому бездеятельность, называемая ленью или праздностью, является не результатом социальной эволюции, а элементарным условием выживания организма с крупным энергозависимым мозгом.
По той же причине заставить активно работать ассоциативные центры головного мозга человека крайне сложно.
Возможность абстрактного мышления, установление неочевидных связей между событиями, долговременный ретроспективный — перспективный анализ и критичность самооценки является вторичными, или артефактными, способностями мышления»
«Возможности управления работой мозга очень ограничены. Полностью котролировать то, что само только и занимается контролем, практически невозможно. Собственный мозг нельзя заставить долго целенаправленно делать биологически беммсысленную работу, к которой относится всё, что не связано с едой, размножением и доминантностью.
Свой мозг трудно заставить делать то, что не хочется. А ему не хочется заниматься ничем, кроме этих трёх занятий.
Как научиться управлять собстенным мозгом? Существуют несколько способов принудительного управления мозгом, которые построены на его биологически обусловленных предпочтениях:
1. реализация инстинктивных путей снижения энергетических затрат на содержание мозга — метод переноса. Напомню, что чем меньше энергетические затраты, тем больше внутренних аналогов наркотических веществ вырабатывается самим мозгом. Интеллектуальны усилия вызывают обратную реакцию, которая трансформируется во внутренний дискомфорт и острое нежелание любой активности. Пример: „Сталин думает за нас“. В более чистом виде метод переноса можно наблюдать при анализе его религиозного использования. Человеку предлагается снизить энергетические расходы мозга за счёт простого набора универсальных форм поведения. При этом никто не несёт даже теоретической отвественности за неудачи их применения. В рамках любой догматики полную отвественность за конкретную особь несёт некое трансцедентное явление. Это не только позволяет избавляться от излишних интеллектуальных усилий, но и обеспечивает людей универсальными объяснениями любых спорных событий.
2. Использование метода переноса нарушается только в двух случаях, которые связаны с размножением и доминантностью. В таких ситуациях мозг перестаёт экономить на собственном метаболизме и подчиняется одной из поставленных задач.
Т.о., управление мозгом возможно при осуществлении снижения энергетических затрат на содержание мозга, предлагая гарантированный репродуктивный успех или изменяя доминантный стату особи. Все остальные методы прямого управления как своим, так и чужим мозгом вторичны и требуют отдельного рассмотрения.
Учитывая крайнюю биологическую детерменированность головного мозга человека, способов прямого управления практически нет.
Существуют низкочастотные, температурные, электрохимические, гидродинамические и электростатические полевые, а также другие физические и химические формы влияния на нервную систему. Их действие преимущественно патогенно и не представляет интереса для реализации врождённых способностей.
Т.о., в арсенале контроля над собственным мозгом у нас остаётся очень немного приёмов. Целенаправленно заставить мозг что-либо делать без биологической мотивации практически невозможно. Для отдельного человека инструменты управления мозгом, построенные на снижении энергетическо баланса мозга, интереса не представляют. Таким способом можно только оперативно избавиться от остатков здравомыслия и интеллектуальных способностей.»
"… для поддержания рабочего состояния мозга необходимы разнообразные необременительные нагрузки всех сенсорных, моторных и ассоциативных центров мозга. При соблюдении этого правила можно сохранять и использовать свой мозг долго. Тем не менее каждый нормально работающий мозг стремится максимально снизить свои энергетические затраты, поэтому заставить его эффективно выполнять желаемые задачи невозможно. Мозг можно только ОБМАНУТЬ.
Наиболее эффективна система обмана собственного мозга, базирующаяся на принципе отсроченной доминантности — умозрительное моделирование такого отдалённого собятия, которое приведёт к необычайно значимому как энергетическому (деньги, власть популярность), так и репродуктивному успеху. Однако фактор времени является критичным для использования этого подхода. Реальные затраты аремени оказываются слишком значимыми по сравнению с планируемыми, а результат, вопреки ожиданиям, слишком скромен. Далеко не все способны заставлять свой мозг годами работать «в убыток», не получая никаких биологических результатов.
Менее эффективен обман мозга, построенный на эксплуатации репродуктивных форм поведения, например, смещённая активность. Но использовать смещённую активность можно, только проведя большую подготовительную работу. К моменту повышения репродуктивной активности все базовые навыки, умения и знания должны быть собраны в одной голове. Тогда при осознанном подходе можно попытаться предложить мозгу вместо упоительной страсти размножения и горечи страданий какую-либо более разумную альтернативу. Иногда такая подмена получается, но обычно ненадолго.
Перечисленные методы управления мозгом не универсальны. Они индивидуальны. У одних людей описанные приемы «получаются», а у других «не получаются». Некоторые одарённые люди просто живут, откровенно развлекаясь и издеваясь над окружающими, и при этом без видимых усилий создают бессмертные приозведения. Другие таланты затрачивают всю жизнь на решение своих самых примитивных проблем и умирают, не разобравшись ни в одной.
Причины человеческих способностей явно не зависят от умения управлять собственным мозгом. Слишком скромный инструментарий дан природой в наше распоряжение."
дополню немного — секрет эффективного управления мозгом заключается в однонаправленности внимания