Попробую систематизировать. Хочу сам в себе разобраться, а если кому-нибудь ещё окажется полезным, то хорошо. Только сразу оговорюсь, не судите строго – чужая одежда не всем бывает впору, жизненные ценности у всех свои и «что русскому хорошо, то немцу смерть». Более того, что мне 20-летнему было хорошо, то мне же сейчас может быть тошно и наоборот.
Я среднестатистический человек средних лет, среднего достатка, почти всю трудовую жизнь (за исключением пары-тройки лет метаний в молодые годы) проработавший (и работающий поныне) в одной компании электроэнергетического сектора.
Начинал с рабочей блузы, кирзовых ботинок и рабочего общежития. Жил в комнате площадью шесть квадратных метров на пару с соседом шизофреником, курсирующим между дуркой и общагой, и каждое утро было радостным и солнечным для меня даже в дождь и слякоть (с той поры я несгибаемый оптимист) от того, что Тимоха не придушил меня ночью, не откусил мне нос и даже не отрезал ухо. Я чувствовал себя как Поль Гоген, который, находясь в гостях у Ван Гога по обмену опытом, однажды ночью проснулся и увидел над собой безумное лицо кореша с ножом в руке. Понятное дело, он обосрался и спросил его: «Ты что, Ваня, браток?».
Ваня Гог застеснялся своего плана, выбежал в ночь и как раз тогда отрезал себе ухо. А не проснись Гоген вовремя, кто знает, может без уха остался бы сам. А может и не только без уха, а и без того, чем он заразил потом пол-Таити сифилисом.
Родители не могли мне ничем особенно помочь в финансовом плане. Про меня сказал классик:
«Судьбою был он не балуем, И так о нём сказал бы я
Судьба его снабдила… ем, Не дав, впридачу, ни… я».
Самое обидное было то, что деньги у родителей были, но были в то горячее революционное время и «Русский дом Селенга», и «Русская недвижимость», и «МММ», и «Гермес» и много других компаний, главными жизненными целями которых были полная самоотверженность, самопожертвование, бескорыстное служение народу, полный аскетизм по отношению к себе («… Утром мажу бутерброд --. Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот!» Л. Филатов.) – снять последнюю рубаху, лишь бы простому человеку благосостояние повысить.
Тогда, на примере родителей, был усвоен первый урок: «Быть доверчивым и финансово безграмотным – больно и опасно».
Последние 15 лет я руковожу большими или небольшими коллективами в зависимости от стадии реформирования нашей отрасли. Новое – хорошо забытое старое, поэтому нас то разгоняют, то опять сбивают в стадо и так по кругу, чтобы не скучно жилось. Я сделал в этой компании какую-то карьеру, имею неплохой доход для небольшого города на юге России, в котором живу. Всё необходимое у меня есть – семья, какая-то потенция, хорошая квартира (не одна), загородный дом с землёй, авто, возможность отдыхать в любом месте земного шара пару раз в год. Короче, «под ним струя светлей лазури, а он, мятежный, ищет бури…».
На самом деле, несмотря на некое финансовое благополучие, я действительно не удовлетворён своей жизнью. Я прожил эмоционально бедную жизнь. Жизнь раба, таскающего баржу то вниз по Волге (утром на работу), то вверх по Волге (вечером с работы). И толку, что мне за это хорошо платили?
Я видел одно и тоже, день ото дня, как зэк видит одну и ту же картинку за решёткой на окне, за редким исключением командировок и отпусков. Редкие впечатления от удивительных поездок и встреч с интересными людьми, как огненные столбы за спиной, к ним всегда возвращаешься в памяти и переживаешь их заново с удовольствием.
Да, гораздо легче решать многие вопросы на предприятии, где ты работаешь много лет и всех знаешь – тратится гораздо меньше усилий и нервов. Но как это тошно, когда всё одно и то же и одни и те же лица вокруг. Сколько рутинных нудных вопросов приходится решать, от которых ни уму, ни сердцу. Могу понять людей, которые всю жизнь проработали на одном предприятии (ответственность перед семьёй, детьми, привычка, засасывают растущие со временем льготы и надбавки), но не могу понять, почему они ещё и чуть не плачут, уходя на пенсию. Уходить не хотят, а хотят вкалывать ещё и до семидесяти, и до восьмидесяти. Как им не обрыдло?
Слава богу, государство скоро о них позаботится – пенсионный возраст повысят, чтобы с работы сразу в ящик. А у гроба карманов нету.
У Мопассана есть рассказ (по-моему «Прогулка», где герой, бухгалтер, проживший скучную, однообразную жизнь, не заведя семьи, просидев на одной работе, в одном кабинете с окном, в которое никогда не заглядывало солнце, задумался о прожитой жизни во время прогулки в парке, осознал никчемность и безрадостность своего бытия и повесился на дереве).
Когда мы счастливы в молодости, нам кажется, что это только начало, а настоящее большое счастье впереди. И мы торопим время. К сожалению, когда становишься старше, ловишь себя на обратной мысли, что самое лучшее и светлое уже позади. И такими, какими мы были, мы уже никогда не будем. И начинаешь совсем по другому оценивать тот промежуток времени, что тебе пока ещё остался.
Хочется отжать его по полной.
«Пока бокал пенистый пьём, пока красавиц мы е… м,
Е.ут самих нас в жопу годы. Таков, увы, закон природы».
Мне сейчас доставляет радость просто сидеть в своём загородном доме у пруда и смотреть на течение пригожего дня в ясную солнечную погоду с его стрекозами, бабочками, цветами, запахами.
Наблюдать, как рыбы плавают в пруду, лягушки квакают, птицы поют, пчёлы жужжат, деревья цветут (у меня целый ботанический сад). Наверно наступил возраст созерцания. А спокойно попутешествовать, никуда не торопясь. А посмотреть любимые фильмы и почитать любимые книги. А позаниматься любимыми делами, на которые никогда не хватает времени. Уверяю вас, мне ни дня не будет скучно на воле.
Есть такая кривая Альтшуллера –
время, деньги, кайф. И на этой кривой каждый человек ищет себе место в зависимости от возраста и пристрастий. Все мы хотим получать удовольствия (под этим понятием у каждого своё – любимое дело, путешествия, женщины, вино, домино…), но для этого нужны время и деньги, только пропорции варьируются – кому-то нужно меньше денег, но больше времени (рыбалку любит больше жизни или спать с утра до ночи), другому пусть меньше времени, но больше денег (машины, женщины, приключения…).
Безусловно, счастливы те, у кого работа — любимое дело, для них львиная доля времени в сутках — кайф.
Я хочу завязать с работой до выхода на пенсию, купить себе время, пусть за счёт денег. Хочу быть свободен полностью хотя бы от работы (от семьи и детей не получится.
«Свободой дни мои продля, господь не снял забот, и я теперь свободен для, но не свободен от.» И. Губерман).
Конечно, тема свободы не так проста и однозначна – это ещё Ильф и Петров отметили в своём малоизвестном рассказе, по-моему, «Схимник» называется.
Какие-то деньги у меня есть и, грамотно ими управляя (вы уже поняли, что в «МММ» или доброму дяде в ПИФ я их не понесу), можно и самому жить безбедно и детям помогать.
Для этого мне и нужен трейдинг. Я пробовал разные инструменты – акции, облигации, фьючерсы, не пробовал только опционы. Пришёл к выводу для себя, что мне приоритетнее консервативная стратегия, т.к. я хочу больше сохранить то, что уже есть, чем сильно умножить.
Мне достаточно обогнать реальную инфляцию, т.е. не допускать обесценивания капитала. Современный мир становится всё более изменчив и не предсказуем, поэтому со среднесрочными и долгосрочными вложениями можно попасть. Примеров тому туча – кто-то купил Газпром по 300 рублей, Распадскую до аварии, Уралкалий до последних событий. Кто знает вернутся ли котировки на прежние уровни и когда? У самого часть денег застряла в акциях. Поэтому сейчас я храню деньги на депозитах, в облигациях (от полугода в надёжных низкодоходных, а за 3-4 месяца до погашения могу рисковать больше, т.к., если у эмитента проблемы, то в эти сроки они уже видны). В этих активах (с акциями) у меня примерно восемь-девять десятых денег. Одной-двумя десятыми я спекулирую фьючерсами и немного акциями с хорошим дневным ходом (краткосрочно, в основном металлурги) — за счёт более высокой доходности уравновешиваю потери в основном капитале. То есть рискую я относительно небольшими деньгами. Обычно на фьючерсах у меня получается от 4 до 8 % процентов в месяц. Любимый инструмент – доллар-рубль, также по ситуации Сбер, Газпром. Редко что-то ещё, в том числе индекс РТС, почему-то не лежит к нему душа, может быть, потому что дорогой.
Ну и было бы неправдой, если бы я не сказал об азартной составляющей трейдинга. Когда ты в позиции, жизнь твоя наполняется смыслом, Надежда слева, Вера справа всегда с тобою плечом к плечу. С Любовью хуже — с той поры, как женщины отворотились от меня «Теперь, о лютая судьбина, Уже не хочет ни едина, Чтоб… й в нее я свой вложил», трейдинг хоть в какой-то степени возмещает невосполнимые потери женского внимания, горькую тоску о том, что не вернётся уж николи.
«Да ты азартный, Парамоша…», — помните, в фильме «Бег». Азартным был и Достоевский Фёдор Михайлович, след своей страсти оставивший в повести «Игроки», которую рекомендую всем прочесть. Я бывал в Германии в Баден-Бадене, где до сих пор сохранилось здание, где он играл, а рядом, в скверике неподалёку, установлен бюст Ивану Сергеевичу Тургеневу, который тоже, видно, любил не только с ружьишком за плечами побродить… (К слову, в Баден-Бадене запомнилось впечатление от посещения купален Кара-Кала. Для простого курносого русского парня показалась крайне странной манера фрицев купаться в саунах голыми мужикам вместе с бабами. Вход в сауны «нихт текстиль» в купальниках не разрешён по соображениям немецкой гигиены (трусы оставляешь на входе).
Поэтому сидели мы, русские парни, в саунах (их там комплекс с разными ароматами и температурными режимами) рядом с молодыми немецкими девчонками красные не от пара и думали «хоть бы не встал» (сейчас я часто прошу об обратном), но девчонки больше смотрели на негров у которых, в отличие от нас, есть на что посмотреть. Я сначала думал – это поливочный шланг, нечто подобное я видел в живой природе у коней и ослов). Эх, было дело, были и мы рысаками. Извините, больно вспоминать…
Но мы отвлеклись. Тему эту затрагивал и Гоголь, с его одноименной пьесой «Игроки», по которой снят молодым Чухраем замечательный фильм «Русская игра». Я уж не говорю о зарубежных классиках – Бальзак, Золя («Деньги», «Добыча»), Драйзер («Финансист», «Титан», «Стоик»), Мориак, Моруа и др., книги которых не потеряли актуальности ничуть.
Что же побуждает людей к игре (в широком смысле этого слова)? Я думаю, – это азарт, уход от повседневного однообразия и скуки, необходимость переживать острые ощущения, стимулирование этакого тонуса, интереса к жизни. Как сказал Киплинг: «Что возбуждает сильнее вина? Лошади, женщины, власть и война!».
Я бы ещё добавил – игра.
А зачем трейдинг вам?
P.S. Приношу свои извинения женщинам и юношам бледным с тонкой психологической организацией за использование ненормативной лексики, если невольно я нанёс кому-нибудь душевную травму. Грешен, люблю я русский матерок. А также чернокожим афроамериканцам, за употребление слова негр.
p/s/ Выявил для себя неприятный момент — не хватает рейтинга и силы для плюсования, хотя ранее такого не наблюдалось.
Полностью солидарен с автором.
Уважаемый, Sitaris, ты не один такой! :-)
P.S. Слов «с точками» в тексте у вас хватает.
Интересен ваш возраст, если не секрет.
Вставлю цитату из другого своего поста: помните сюжет, кажется, из «Городка»? Когда журналист пришёл брать интервью у старого маститого писателя и спрашивает:" Какое чувство Вы испытываете, глядя на полку со своими книгами? Наверное чувство гордости, сознания, что жизнь прожита не зря?"
«Да нет, сынок, ни хрена! Я вспоминаю, как в младые годы барахтался на сеновале с хозяйской дочкой. И вот только я на неё навалюсь, она проваливается в сено и проваливается… Зря промучился… Вот я и думаю, глядя на книги, вот бы если бы мне их тогда да под неё бы и подложить...».
Вот и вся цена многим нашим «значительным» жизненным свершениям.
Помни, что, если жизнь конечна и не может длиться вечно, то надо то, что нам отмерено прожить максимально ярко, не допуская в своей жизни пустых, бесцветных дней. Сейчас стали модны фильмы о неизлечимых больных «Пока не сыграл в ящик» и т.п., просмотр которых помогает лучше ценить жизнь и каждую её минуту.
Сам работаю в одной энергокомпании на юге…
у кого жемчуг мелкий…
это у Вас такое «утончённое» самолюбование, начитанный Вы наш;)
«с жиру» беситесь, господин хороший;)