Архив от 2010-12-22
В настоящей статье была представлена попытка смоделировать возможности погашения госдолга стран Еврозоны за счет трудоустроенного населения и сроки, необходимые для погашения.
Рассматривая налоговые платежи на доходы с физических лиц, как один из вариантов погашения государственной задолженности Еврозоны в предыдущей статье были рассмотрены ресурсы, которыми она обладает для реализации такого варианта.
В прошлой статье была рассмотрена:
— структура госдолга Еврозоны;
— численность Еврозоны и величина госдолга на человека;
— уровень безработицы в странах Еврозоны;
— уровень госдолга на официально трудоустроенное население Еврозоны в целом, и на каждого трудоустроенного;
— уровень госдолга к ВВП стран Еврозоны;
— изменение задолженности стран Еврозоны;
— величина ВВП и его значение на душу населения соответствующей страны Еврозоны.
Были использованы данные 2010 года.
В настоящей статье использовано предположение, что одним из внутренних источников погашения госдолга является налог на доходы трудоустроенного населения. Попробуем в этом разобраться.
И рассмотреть:
— возможности государства, за счет своего трудоустроенного населения рассчитаться по долгам;
— ставки налога на доход трудоустроенного населения;
— сроки требующиеся для погашения задолженности.
Источниками данных были
The Economist и
Евростат. Курс пересчета евро в доллары взят на 18.12.2010г и составлявший 1.3260 USD (
ЕЦБ). К сожалению, использованные данные не однородны. Поэтому расчеты все очень не строгие. Представленный материал условный, но, скорее всего, отвечающий на выдвинутое предположение.
Значение ВВП можно рассчитать тремя методами:
— производственным (по добавленной стоимости — GDP Output approach);
— распределительным (по доходам — GDP Income approach);
— конечного использования (по расходам — GDP Expenditure approach).
Информацию о методах расчета можно прочитать, например, в
Википедии или учебнике экономической статистики. С процедурой расчета ВВП в Еврозоне можно ознакомиться на сайте
Евростата.
Рассмотрим распределительный метод. В структуру его расчета входят доходы трудоустроенного населения (Gross wages and salaries).
Хотя доли доходов трудоустроенного населения (Gross wages and salaries) в ВВП найдены приблизительно (данные о доходах за 2009 год соотносились с данными ВВП 2010 года), сформировать представление о месте зарплат в структуре ВВП мы можем. Зарплаты занимают в ВВП стран Еврозоны от 31 до 48 процентов, и в большинстве находятся в диапазоне 41-45%%. Самая низкая доля у Словакии (31%), высокая — Ирландии (48%). Среднее значение составляет 41%.
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЗАРПЛАТЫ ДО УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ВВП СТРАН ЕВРОЗОНЫ, %
Примечание. Данные по Греции являются предварительными оценками. Последние данные по Португалии, предоставляемые Евростатом, приведены за 2007 год. Используем в данных по Португалии в 2009 году данные за 2007 год, предполагая, что доходы скорее всего снизились. Данные приведены в текущих ценах (18.12.2010г).
Вклад дохода трудящихся граждан Еврозоны в ВВП своих стран найдем умножив показатель «Доля зарплаты в ВВП» на показатель «ВВП на душу населения». Человеческий вклад в ВВП работающего населения Люксембурга почти в два раза превосходит следующих за ними граждан Ирландии. Германия, Франция, Испания в середине списка, в конце — Италия, Греция, Словакия.
ВКЛАД ТРУДОУСТРОЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ЕВРОЗОНЫ В ВВП, USD
Взяв в расчет показатель ВВП на душу населения, мы тем самым учитываем выплаты безработным из зарплаты занятых. Хотя для осуществления таких выплат требуются государственные программы перераспределения дохода от занятых к безработным, и могут существовать механизмы перераспределения дохода из иных источников, например, лиц обладающих некоторыми правами собственности, как то правом на землю, правом ведения хозяйственной деятельности и пр, возмещаться такие расходы все равно будут конечным потребителем, который, безусловно, может быть не налогоплательщиком страны перераспределения дохода, но все же, вероятно, также несущим социальную ответственность перед безработными в своей домашней системе перераспределения. Поэтому занижая доход занятого мы, тем самым пытаемся закрыть вопрос о государственных расходах на безработных, а, следовательно, вопрос обеспечения обязательной статьи расходов государства.
Определив вклад трудоустроенного населения в ВВП рассчитаем коэффициент долговой нагрузки трудоустроенного населения как долю от показателя «Госдолг на трудоустроенное население».
Если коэффициент выше единицы, то ВВП на душу населения покрывает госдолг на трудоустроенное население. Если коэффициент ниже единицы, годового ВВП на душу населения недостаточно, для покрытия госдолга трудоустроенным населением.
Полученный результат, свидетельствует, хотя и условно, что лишь Люксембург в полной мере может рассчитывать, в случае необходимости, на покрытие госдолга своими трудоустроенными гражданами. Все проблемные страны в конце списка.
КОЭФФИЦИЕНТ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ ТРУДОУСТРОЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ЕВРОЗОНЫ
В расчете и интерпретации коэффициента долговой нагрузки трудоустроенного населения присутствуют сильные допущения: 1-весь доход экономики перераспределяется в равных частях на все население; 2-сбор средств на погашение производится посредством налога на доход физических лиц в течение года, с трудоустроенного населения, (безработные ндфл не платят); 3-долги погашаются 1 раз в конце года; 4-негосударственный долг равен нулю. :) Хотя допущения нереалистичные, они одинаково применимы для всех стран, поэтому можно сравнить их запас прочности выраженный доходами граждан, и, косвенно, проверить потенциал текущей системы сбора ндфл.
Если доходы работающих граждан, являются для кредитора одним из факторов анализа платежеспособности государства и/или единственным сохранившимся/имеющимся инструментом обеспечения заемщика, то чем ниже показатель коэффициента долговой нагрузки, тем выше может быть стоимость заемных средств.
В показателе дохода трудоустроенного населения (Gross wages and salaries, см.
ESA 1995) уже учтен текущий налог на доход (earn tax). Чтобы ответить на вопрос — «Есть ли возможность для погашения госдолга за счет трудоустроенного населения?», «очиститим» коэффициент долговой нагрузки от уже существующего налога на доходы физических лиц. Каждая из стран Еврозоны имеет свою систему сбора налогов, поэтому «очистив» от налога мы, с одной стороны, не используем часть средств, которые государство запланировало в начале года перераспределить через бюджет и, с другой, улучшим потенциальную базу потенциального источника снижения государственного долга.
К сожалению, Евростат не предоставляет в своей
базе данных текущие ставки налога на доходы физических лиц. Выберем из имеющихся.
СТАВКИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (EARN TAX RATE) СТРАН ЕВРОЗОНЫ
Источник:
Eurostat.
Для корректировки коэффициента долговой нагрузки используем последние из доступных ставок.
«Очистив» показатель долговой нагрузки удельного веса налога в доходе можно сравнить возможности стран-заемщиков в погашении долга. Но учитывая, что платы за обслуживание займов могут отличаться.
Безоговорочным лидером среди стран Еврозоны по возможности покрытия госдолга является Люксембург, за его исключением страны Еврозоны не обеспечивают даже равенство госдолгов с доходами граждан. Хотя покрытие госдолгов доходами граждан не обязательно плохо, но чем выше показатель «нагрузки», тем выше возможности у правительства соответствующей страны в использовании фискального механизма для покрытия дефицита бюджета или займов. Наименьшие резервы для использования налоговых отчислений у Греции, Италии, Бельгии, Германии и Франции.
«ОЧИЩЕННЫЙ» ОТ ТЕКУЩЕЙ СТАВКИ НДФЛ КОЭФФИЦИЕНТ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ ТРУДОУСТРОЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ЕВРОЗОНЫ
«Очищенный» от налога Коэффициент долговой нагрузки является базой для определения дополнительного налогообложения доходов населения, сроков использования и возврата долга.
Предположим, что правительства стран Еврозоны готовы увеличить налоговые ставки до максимальных за последние 13 лет.
Даже увеличив на максимальные ставки у Греции, Италии, Португалии были бы почти нулевыми шансы на погашение задолженности. Практически бы отсутствовали шансы у Франции, Германии, Бельгии. Эффективным можно было бы признать использование механизма дополнительных фискальных платежей из доходов населения для Ирландии.
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ПОГАШЕНИЕ ГОСДОЛГА СТРАН ЕВРОЗОНЫ
Сколько времени потребуется странам-заемщикам для полного погашения государственной задолженности исключительно из средств зарезервированных от налогообложения доходов трудоустроенного населения?
Ежегодная инфляция снижает стоимость долга. При расчете срока погашения долга инфляция в конце периода увеличивает удельный вес дополнительных налоговых отчислений на соответствующую величину.
Долги в статье приведены в долларах, для унификации данных. Но предполагается, что брались и учитываются займы в евро. Поэтому инфляция учитывается также в евро и рассчитана как среднее значение с 1998 по 2009 гг. Учет инфляции произведен в потребительских ценах.
ГОДОВОЙ СОГЛАСОВАННЫЙ ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН, %
Источник:
Евростат.
Для погашения текущей задолженности, при сильном допущении, что брать новые займы заемщик будет только под дополнительно созданное обеспечение, Ирландии потребуется не менее 11 лет. Для большинства остальных стран, выбранное налоговое бремя для погашения госдолга можно признать неэффективным, так как госдолги значительно превышают возможности дополнительного сбора налога на доходы по рассматриваемым ставкам. Португалии и Греции пришлось бы «работать на долги» более 100 лет. Поскольку в Австрии ставка налога максимальная у нее нет возможности, в рассматриваемых условиях перераспределять дополнительные платежи.
СРОК ПОГАШЕНИЕ ДОЛГА ПО МАКСИМАЛЬНЫМ С 1997 ПО 2008 ГГ СТАВКАМ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЛЕТ
Поэкспериментируем с налоговой ставкой, рассмотрев еще два варианта: используем единую для всех стран, но максимальную ставку ндфл (Германия 36.66%) и ставку, сокращающую доход трудоустроенного населения стран Еврозоны на 50%.
При реализации варианта с дополнительной ставкой средства остающиеся в распоряжении граждан после налогообложения могут быть уменьшены на социальные выплаты в пенсионные, социальные фонды в соответствии с законодательством каждой из стран. Поэтому применение радикальных вариантов маловероятно.
ВАРИАНТЫ ПОВЫШЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СО СТАВКОЙ НДФЛ 36,6% И 50%
Альтернативные варианты, они же и кардинальные, не приемлемы для Германии и Нидерландов. И малоэффективны для Бельгии, Италии и Греции. Пожалуй, только Испания и Ирландия cмогли бы ощутить положительный эффект от радикальных мер.
Использование программ повышения налогового бремени на трудоустроенных граждан Еврозоны может быть социально, экономически и политически непредсказуемым не только для жителей этих стран, но и для партнеров по экономическому сотрудничеству, но в текущих условиях, являющихся одним из немногих механизмов снижения госдолга стран внутренними силами. Поэтому предварительное рассмотрение некоторых деталей их использования лишними не будут и для правительств стран-заемщиков, и для местного населения, и для инвесторов им одалживающим.