Хотелось бы проанализировать прогресс, достигнутый за последние 12 месяцев. Очевидно, что финансовые условия в зоне евро можно назвать более стабильными и устойчивыми, чем прошлым летом. Отчасти это связано с нашими действиями, определенными денежной политикой. Правительства европейских государств также сыграли ключевую роль в возвращении относительной уверенности и стабильности путем проведения смелых реформ, как на национальном, так и на европейском уровне.
Однако, несмотря на этот прогресс, зона евро по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами. Экономика все еще слаба. Наблюдаются финансовые фрагментации. Это ставит под сомнение само понятие единого рынка. Малые и средние предприятия (МСП) сталкиваются с проблемами доступа к кредитам, особенно в кризисных странах. Кроме того, остается предпринять несколько ключевых шагов для завершения банковского союза. Я планирую сегодня рассмотреть три этих вопроса.
1. Экономическая и денежно-кредитная сфера
Позвольте мне сначала кратко обсудить нашу недавнюю денежно-кредитную политику. В мае Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) принял решение снизить процентную ставку по основным операциям рефинансирования на 25 базисных пунктов до 0,50%. Ставка по депозитам оставлена без изменения на уровне 0%. Это политическое решение учитывает слабое базовое инфляционное давление в среднесрочной перспективе, и оно, как ожидается, улучшит условия финансирования по всему валютному союзу.
По итогам заседания Совет управляющих подчеркнул, что денежно-кредитная политика направлена на поддержание степени денежно-кредитного регулирования является обоснованным с учетом перспективы стабильности цен и стимулирования стабильных условий на денежном рынке.
ЕЦБ также отметил, что денежно-кредитная политика будет оставаться адаптивной так долго, как это будет необходимо. Кроме того, Совет управляющих объявил о том, что по прогнозам, ключевые процентные ставки ЕЦБ останутся на настоящем или более низком уровне в течение длительного периода времени. Эти ожидания основаны на общих ослабленных перспективах инфляции в среднесрочной перспективе, учитывая широкую слабость в реальном секторе экономики и денежной динамике. В ближайшее время мы будем контролировать всю поступающую информацию по экономической и денежно-кредитной сфере и дадим оценку влияния на ценовую стабильность.
Адаптивная денежно денежно-кредитная политика, а также значительные улучшения на финансовых рынках с середины 2012 года должны помочь поддержать перспективы восстановления экономики в конце этого года и в 2014 году.
В мае Совет управляющих постановил продолжить проведение всех операций по рефинансированию до середины июля 2014 года. Эта мера поможет поддерживать реализацию денежно-кредитной политики ЕЦБ.
В мае Совет управляющих также решил начать консультации с другими европейскими институтами по поводу инициатив, направленных на функционирование рынка обеспеченных активами ценных бумаг (ABS) и обеспеченных кредитов нефинансовых корпораций.
Прежде чем обсуждать этот вопрос более подробно, позвольте мне кратко прокомментировать экономические перспективы. В первом квартале экономическая активность в еврозоне сократилась шестой квартал подряд. Условия на рынке труда остаются слабыми… В целом, хозяйственная деятельность в зоне евро должна стабилизироваться, и восстановиться в течение года, хотя и медленно. Риски, связанные с экономическими перспективами еврозоны, продолжают оставаться низкими… Годовая инфляция в зоне евро продолжает быть умеренной, сократившись с 2,5% в 2012 году до 1,6% в июне. Давление на цены в среднесрочной перспективе будет оставаться достаточно слабым… Ежегодные темпы роста кредитов частному сектору остаются неуверенными.
2. Финансовые фрагментации и финансирование МСП
Финансирование малых и средних предприятий. Около 80% долга нефинансовых корпораций составляют банковские кредиты. Мы не увидим устойчивого восстановления без здоровой банковской системы, способной эффективно распределять средства по всей еврозоне.
В последнее время этот посреднический процесс страдает по двум причинам:
Во-первых, из-за финансовой фрагментации между периферийными и основными странами;
Во-вторых, из-за существования множества проблем для малых и средних предприятий по сравнению с крупными фирмами.
По первому вопросу, кредитные ставки в еврозоне очень разнородны. Это отражает различные условия финансирования банков, а также макроэкономические тенденции по конкретным странам, которые влияют на кредитоспособность заемщиков. ЕЦБ принял решение, в рамках своего мандата, которое направлено на то, чтобы облегчить эту фрагментацию. Мы приняли меры, которые уберут ограничения финансирования и уменьшат дисперсию стоимости фондирования банка, не последнюю роль в этом сыграют трехлетние долгосрочные операции рефинансирования (LTRO). Тем не менее, разброс ставок по кредитам в разных странах и среди заемщиков остается существенным.
Что касается второго вопроса, доступ к финансовым ресурсам является более сложным для малых и средних предприятий, чем для крупных фирм. Спреды между кредитными ставками банков по малым кредитам и крупным кредитам по историческим меркам по-прежнему высоки, хотя они в целом снизилась с последнего квартала 2012 года. Затрудненный доступ к кредитам для малых и средних предприятий является проблемой для инвестиций и экономического роста в некоторых частях еврозоны.
В этом контексте Комиссия и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) изучают возможные способы поддержки финансирования МСП, в частности в форме совместного распределения рисков. Они будут сочетать кредитный потенциал ЕИБ и Европейского инвестиционного фонда, а также будут использовать ресурсы национальных банков для финансирования специальных мероприятий в приоритетных областях ЕС.
Существует несколько вариантов, носящих как краткосрочный, так и более долгосрочный характер: в настоящее время изучается возможность предоставление гарантий, повышение качества кредитных сфер МСБ и покупка активов ценных бумаг (ABS) со стороны Еврокомиссии и Европейского инвестиционного банка.
Инициативы для активизации развития рынка капитала, в том числе рынка ценных бумаг особенно полезны, как дополнение к роли банковской системы.
Что касается ценных бумаг, то мы должны быть осведомлены о качестве ABS, выпускаемыми в в разряде публичной эмиссии и иметь возможность накладывать ограничения на их использование. К таким ограничениям относятся, в частности, некоторые предлагаемые изменения в нормативно-правовой базе, что может уменьшить инвестирование в определенные типы ABS в долгосрочной перспективе. Такие ограничения должны вводиться надлежащим образом. Механизмы регулирования рынка ценных бумаг должны учитывать кредитную производительность и обеспечить равные условия с другими ценными бумагами в отношении рисков, рейтинга и даты погашения.
Я также хотел бы дать понять, что ЕЦБ желает выступить в роли советника в отношении рынка ABS.
3. Банковский Союз
Политики взяли на себя серьезные обязательства при принятии решений по переходу к банковскому союзу. А теперь важно выполнить эти обязательства. Цель должна эффективно выполняться по трем направлениям: восстановление устойчивости банковской системы; реинтеграция банковской системы, а также доставка и разрешение надзорных основ, которые не допустят риск повторения прошлых ошибок.
Все основные элементы быть быстро собраны вместе для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами банковского союза. Ставки слишком высоки, чтобы позволить себе необоснованные задержки. Для завершения такого важного проекта, в ближайшие месяцы должны быть приняты решительные действия, парламенты здесь играют ключевую роль.
Во-первых, пока правила регулирования единого контрольного механизма (SSM) не будут приняты, ЕЦБ формально не может принимать решения. Насколько я понимаю, надзорные механизмы подотчетны парламентам и, в соответствии с принятием правил регулирования SSM, позиции всех сторон должны быть конструктивными.
В связи с принятым регламентом, мы уже начали процесс внутренней подготовки, которой я хотел бы дать краткое описание.
Мы работаем в тесном и конструктивном сотрудничестве с национальными органами власти для создания SSM. Оно включает в себя пять основных элементов: во-первых, изучение банковской системы еврозоны, необходимое для того, чтобы определить, в частности, системные учреждения, во-вторых, решения правовых вопросов в развитии новых надзорных процессов на уровне SSM, в-третьих, подготовка согласованной контролирующей структуры поступающих данных, в-четвертых, разработка органа надзора и руководства, в-пятых, разработка и осуществление балансовой оценки, требуемой SSM Regulation.
Позвольте дать описание пятому пункту. Надежная и тщательная оценка баланса является необходимым шагом на пути к восстановлению полного доверия к банковской системе. Прозрачность оценки активов необходима для оценки капитала банков, а также для облегчения операций на рынке банковских активов.
Оценка баланса будет осуществляться с помощью дополнительных стресс-тестов, проводимых в сотрудничестве с European Banking Authority, который будет охватывать все банки, контролируемые непосредственно ЕЦБ. Мы планируем завершать всестороннюю оценку к тому моменту, когда SSM будет запущен.
Вторым краеугольным камнем банковского союза является Bank Recovery and Resolution Directive (BRRD). Обеспечивая инструменты и полномочия во внутригосударственных законах, это сформирует основу для единого резолюционного механизма (SRM).
ЕЦБ приветствует тот факт, что соглашение о BRRD было достигнуто на последнем заседании. Я верю, что парламент совместно с Советом достигнут соглашения к концу этого года.
Необходимо также принять меры для скорейшего вступления в силу прямого инструмента рекапитализации банков European Stability Mechanism. Мы приветствуем политическое соглашение, достигнутое на последнем заседании Еврогруппы. Этот механизм будет способствовать дальнейшему отделению банков от государств.
Единый резолюционный механизм — это следующая важнейшая часть банковского союза.
Перевод Мясниковой Александры
tradersroom.ru/glavnye-novosti/polnoe-vystuplenie-mario-dragi-segodnia.html