До начала мирового финансового кризиса Китай выпутывался из всех своих неприятностей при помощи экспорта. Год за годом объем продаваемой им другим странам продукции вырос более чем на 20% в годовом исчислении. Активное сальдо его текущего счета увеличивалось, поэтому экономика росла темпами, ставшими предметом зависти всего мира. Тем не менее, в настоящий момент темпы роста китайского экспорта замедлились, активное сальдо его текущего счета практически испарилось, и Пекин ищет альтернативные источники быстрого экономического роста.
Долгое время Китай считал, что у него есть решение проблемы: если объем экспорта растет недостаточно быстро, можно подключить инфраструктуру, чему способствовали бы легкие кредиты. Таким было окончательное кейнсианское стимулирование. Никто бы не стал возражать против инвестиций в инфраструктуру, поскольку, по сравнению с промышленно развитыми странами, китайская инфраструктура по-прежнему находилась на ранней стадии.
Пекинскую систему метро едва ли можно сравнивать, к примеру, с лондонским или парижским метро. И все же, хотя затраты на инфраструктуру и социальное кредитование выросли, китайская экономика не смогла вернуть прежнюю бодрость духа. Несмотря на то, что в спаде, произошедшем в середине 2012 года, можно было бы обвинить кризис Еврозоны, возобновившуюся слабость первых месяцев 2013 невозможно игнорировать.
Подробно ознакомившись с ситуацией, новая администрация Пекина все переосмыслила. Как в прошлом месяце отметил премьер-министр, Ли Кецян: «Для достижения экономических целей текущего года недостаточно политики стимулирования или прямых государственных инвестиций — необходимо положиться на рыночные механизмы… Мы должны возродить частные инвестиции и расходы с помощью дерегулирования и других реформ».
Легко понять, почему Пекин беспокоит старая модель «государственной помощи». Помимо чрезмерного роста кредитования, становится ясно, что предельная прибыль на собственный капитал стремительно падает. Иначе говоря, увеличение объема государственной помощи замедлит рост и укрепит финансовые дисбалансы.
На данный момент внимание направлено на реформы сектора предложения, которые должны укрепить основы экономики. Как и всегда, потребуются краткосрочные затраты. Либерализация процентной ставки — отличный и разумный ход, но он может привести к увеличению стоимости финансирования в краткосрочной перспективе. Сокращение государственных, административных расходов в итоге может способствовать более эффективному распределению ресурсов, однако в краткосрочной перспективе оно сократит спрос. Установление рыночных цен на ряд коммунальных услуг — воду, электричество — может вернуть китайские компании в реальный мир, однако обратной стороной этих мер является ограничение реальных доходов. Попытка стимулировать частные инвестиции приведет к ослаблению железной хватки в отношении государственных предприятий: это означает увеличение конкурентоспособности, но, неизбежно, и сильное сопротивление.
Отсюда возникают два последствия. Во-первых, в краткосрочной перспективе Пекин собирается смириться со снижением темпов роста, произошедшим ранее в ходе финансового кризиса. Реформы в сфере предложения могут сократить рост в краткосрочной перспективе, однако снижение зависимости от потенциально невыгодной государственной помощи также может снизить крупные, побочные, нисходящие риски, с которыми Китай мог бы столкнуться в противном случае. Во-вторых, опираясь на период слабых данных, можно предположить, что гарантии на реакционный рефлекс Павлова на государственную помощь больше не существует. Посыл очевиден: Пекин все больше волнует качество, а не количество роста.
Но существуют и ограничения. Устойчивый рост ниже отметки 7%, вероятно, приведет к массовой потере рабочих мест для рабочих мигрантов, как это случилось в 2009 году. Таким образом, несмотря на акцент на реформы в секторе предложения, Пекину, возможно, придется оказать государственную помощь, если экономический рост окажется слишком вялым. С учетом фискального профицита в течение первых пяти месяцев текущего года и, при необходимости, возможности сокращения процентных ставок, можно вернуться к мерам по оказанию государственной помощи. Однако, учитывая новый акцент на секторе предложения, Пекин предпочтет стоять в стороне, если только ему не придется вмешаться.
Согласно новым прогнозам HSBC, любезно предоставленным ведущим экономистом Китая, Ку Хонбином, в текущем и в следующем году экономический рост составит 7.4% (ранее 8.2% и 8.4%, соответственно). И хотя эти показатели по-прежнему впечатляют, они более чем вдвое ниже роста, регулярно наблюдаемого до возникновения финансового кризиса. Однако Китай сохраняет реалистичный взгляд: он не застрахован от развития событий в других странах мира и, как и другие страны, не является обладателем «волшебной палочки» стимулирования, чтобы с легкостью вернуться к прежним темпам роста.
Остальному миру это грозит неприятными последствиями. Реформы сектора предложения должны обезопасить будущее Китая, однако остальные страны, вероятны, будут обеспокоены краткосрочной потерей импульса китайского спроса. А в наиболее уязвимом положении окажутся ближайшие соседи Китая. Однако с бóльшими трудностями могут столкнуться страны, производящие товары потребления, которые ранее существовали за счет головокружительного сочетания сильной государственной помощи Китая и, благодаря ФРС, простым условиям кредитования. Для них 2013 год будет непростым.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist
Источник: Forexpf.Ru — Новости рынка Forex