Европейский Центробанк купил первую партию испанских и итальянских гособлигаций, немного сбив их доходность с рекордных 6%. Но надолго ли хватит ресурсов ЕЦБ и сможет ли он бороться с кризисом в состоянии внутреннего раскола?
Фото: AP
Европейский центральный банк запускает масштабную скупку долговых обязательств Испании и Италии. Об этом в понедельник утром объявил министр финансов Франции Франсуа Баруэн, а соответствующее решение накануне одобрил ЕЦБ.
На утренних торгах в понедельник ЕЦБ уже начал покупать испанские и итальянские облигации, по данным источников Bloomberg. Это привело к снижению их доходности до 5,3% и 5,39% против более 6% в пятницу.
На прошедшей неделе доходность по гособязательствам Италии и Испании побила рекорды, превысив планку в 6%. Несмотря на то, что это значительно ниже аналогичных показателей по бумагам Греции, Ирландии и Португалии, Рим и Мадрид могут оказаться не в состоянии обслуживать свои займы по таким ставкам, учитывая планирующиеся на осень новые выпуски госбондов.
Вмешательство ЕЦБ должно стать переломным моментом в двухлетней борьбе Европы с финансовым кризисом, отмечает газета The Wall Street Journal. До сих пор ЕЦБ настаивал на том, что основная ответственность лежит на национальных правительствах.
Решение покупать испанские и итальянские облигации равносильно признанию того, что члены еврозоны не могут или не хотят эффективно реагировать на кризис. Все это «превращает Европейский ЦБ в главного пожарного и кредитора последней надежды для еврозоны», пишет WSJ. По мнению издания, «это может изменить будущее валютного союза в Европе».
Рынки на качелях
Доходность германских госбумаг поднялась до максимума почти за 15 месяцев после решения ЕЦБ скупать гособлигации стран еврозоны. Доходность по десятилетним гособлигациям ФРГ выросла на 17 базисных пункта в понедельник утром, передает агентство Bloomberg.
Чтобы эффективно пресечь распространение кризиса на Италию и Испанию, ЕЦБ придется существенно нарастить свои покупки. В рамках аналогичной программы по поддержке Греции, Ирландии и Португалии регулятор скупил государственные обязательства на сумму менее 80 млрд евро.
Экономисты Barclays Capital приветствовали решение ЕЦБ, которое, по их мнению, должно «принести некоторое облегчение в настроениях инвесторов», но предупредили, что остается много вопросов о масштабах плана спасения Италии и Испании, передает CNBC. «Так как эти рынки и, в частности, Италия, гораздо больше, чем рынки, в которые ЕЦБ вмешивался, то для системы евро может быть трудным участвовать в покупке достаточно значительных объемов [бумаг] для того, чтобы блокировать рост спредов и доходности», — предупреждает экономист по Европе в Barclays Capital Джулиан Кэллоу.
Италия и Испания суммарно выпускают в год гособлигации примерно на 600 млрд евро. Непогашенный долг Италии составляет 1,8 трлн евро.
Серьезным аргументом ЕЦБ в борьбе за устойчивость этих стран могут стать покупки бондов на 230-400 млрд евро, считает экономист BNP Paribas Пол Мортимер-Ли.
Противники скупки гособлигаций проблемных стран отмечают: свидетельств того, что покупка бумаг работает как антикризисный инструмент, почти нет. Несмотря на покупку ЕЦБ греческих, ирландских и португальских облигаций, все эти страны столкнулись со снижениями кредитных рейтингов, а Греция до сих пор находится на грани дефолта, отмечает WSJ.
Наращивание трат ЕЦБ на покупки госбумаг третьей и четвертой по величине экономик валютного союза приведет к тому, что
регулятор будет не в состоянии «стерилизовать» свои покупки за счет абсорбации эквивалентной суммы в банках по срочным вкладам, опасается Карстен Бржески, старший экономист ING.
Это может привести к увеличению денежной массы, или количественному смягчению, что может в свою очередь
разогнать инфляцию. «Я не думаю, что очень большие объемы — как 50 млрд евро в неделю — могут быть стерилизованы. Тогда они рискуют отбросить свои последние принципы», — опасается экономист.
«Риск политического провала будет велик»
В ЕЦБ надеются, что €440-миллиардный Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) в скором времени возьмет на себя покупку гособязательств проблемных стран еврозоны. Такое право европейские лидеры предоставили EFSF на саммите в июле, однако их решение еще не ратифицировано национальными парламентами.
Многие аналитики сомневаются, что сегодняшний размер EFSF позволит оградить Испанию и Италию от кризиса. По оценкам экономистов RBS, для снятия рыночного давления необходимо выкупить испанских и итальянских облигаций примерно на 850 млрд евро. «Риск политического провала будет велик», — предупреждают экономисты банка.
Решение покупать госбумаги Италии и Испании расколол правление ЕЦБ на «север» и «юг». По данным источника WSJ, как
минимум три Центробанка стран Северной Европы, в том числе, германский Бундесбанк, были против такого решения. Пятничное решение агентства Standard & Poor's урезать кредитный рейтинг США с Ааа до Аа+ поддержало те Центробанки, которые выступали за скупку «периферийных» бондов.
Президент ЕЦБ Жан-Клод Трише, до истечения срока полномочий которого осталось три месяца, столкнулся с серьезной конфронтацией в правлении регулятора. Противостояние Акселя Вебера, возглавлявшего германский Бундесбанк до конца апреля 2011 года, с Трише началось еще в прошлом году из-за программы по скупке гособлигаций еврозоны, напоминает издание MarketWatch.
Преемник Вебера, Йенс Вайдманн, продолжил конфронтацию: в минувший четверг он выступил против скупки ЕЦБ госбондов.
Учитывая, что Вайдманн — бывший экономический советник канцлера ФРГ Ангелы Меркель, такие заявления могут иметь политические последствия. Кроме того, считается, что Вайдманна поддерживают как минимум три члена правления ЕЦБ: его германский коллега Юрген Штарк, глава ЦБ Нидерландов Клаас Кнот и глава ЦБ Люксембурга Ив Мерш.
В условиях, когда европейское руководство призывается к единству, раскол в регуляторе еврозоны, может усложнить одобрение местными парламентами расширения полномочий EFSF.